ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИИ И ПОПОЛНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА МАТЕРИАЛЕ СТАТЬИ А. П. ЧЕХОВА «Н. М. ПРЖЕВАЛЬСКИЙ»)


Старцева Наталия Михайловна

доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

(г. Тула, Россия)


DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2021-4-100-109


Аннотация. На сегодняшний день одним из наиболее важных стратегических вопросов языкового образования остается вопрос о тексте и его образовательных и воспитательных возможностях. В статье рассматриваются проблемы восприятия и интерпретации публицистического текста молодым читателем, а также вопросы роли и места классического публицистического текста в современной образовательной парадигме. Текст, в том числе и относящийся к публицистике, позволяет успешно формировать важные филологические компетенции, оказывает влияние на мировоззренческие и эстетические взгляды воспринимающего субъекта, его нравственно-этические представления, способствует пополнению эмоционального репертуара обучающихся. Наиболее значимыми для молодого читателя должны быть признаны публицистические тексты, авторами которых являются писатели-классики, чей авторитет очевиден для читателя. Это важно потому, что в подобном тексте чрезвычайно значима личность автора, проявляющаяся открыто в прямом выражении собственной позиции, в том числе благодаря оценочной лексике, синтаксическим особенностям текста. Однако современный молодой человек не может адекватно воспринимать классический публицистический текст, созданный в прошлом или позапрошлом столетии, так как ему необходим подробный лингвокультурологический комментарий, благодаря чему восприятие текста перестанет быть сложным. Базовый комментарий к такому публицистическому произведению должен содержать подробное пояснение всех собственных имен (имена людей, географические наименования, названия праздников, произведений искусства и т.п.), архаичной лексики, специальных слов и терминов. На примере статьи А. П. Чехова, посвященной Н. М. Пржевальскому, разобран желаемый объем лингвокультурологического комментирования текста при подготовке его к работе в старших классах средней общеобразовательной школы.
Ключевые слова: публицистический текст, антропоцентрическая парадигма языкового образования, лингвокультурологический комментарий, текстовая и внетекстовая информация, дешифровка текста, эмоциональный репертуар обучающегося.
Финансирование: исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме: «Формирование читательских компетенций в условиях цифровой информационной избыточности и дефицита эмоционального репертуара обучающихся».

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Старцева Н. М. Лингвокультурологическое комментирование публицистического текста как необходимая составляющая его интерпретации и пополнения эмоционального репертуара обучающихся (на материале статьи А. П. Чехова «Н. М. Пржевальский») // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2021. Вып. 4 (8). С. 100–109. https://doi.org/ 10.22405/2712-8407-2021-4-100-109.

Список источников и литературы

1. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Больш. Рос. энцикл. ; СПб.: Норинт, 1999. 1456 с.
2. Валгина Н. С. Теория текста. М.: Логос, 2003. 173 с.
3. Залевская А. А. Текст и его понимание. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. 177 с.
4. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения : пособие для учителя. 4-е изд., испр. М.: Просвещение, 1985. 288 с.
5. Словарь русского языка XVIII век (Электронный ресурс) / АН СССР, Институт русского языка; гл. ред. Ю. С. Сорокин. Л.: Наука, 1984–1991. Вып. 1–6 ; СПб.: Наука, 1992. Вып. 7 // Русская литература и фольклор : Фундаментальная электронная библиотека. URL: http://feb-web.ru/feb/sl18/slov-abc/ (дата обращения: 20.07.2021).
6. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН, Российский фонд культуры. М.: АЗЪ, 1995. 928 с.
7. Тульский край в литературе: лингвостилистическое и лингвокультурологическое исследование : монография / сост.: Д. А. Романов, Н. М. Старцева, Е. А. Печурова. Тула: Издво ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2018. 148 с.
8. Чехов А. П. Пржевальский // Собрание сочинений. В 12 т. Т. 10. М.: Худож. лит., 1963.
9. Чуковский К. И. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 5. М.: Худож. лит., 1967. 800 с.