ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

РЕГИСТР КОММЕНТИРОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ: КРЕАТИВНО-ЭМОЦИОГЕННЫЙ АСПЕКТ


Коренева Анастасия Вячеславовна

профессор, доктор педагогических наук

Мурманский арктический государственный университет

(г. Мурманск, Россия)


Бычкова Нина Николаевна

магистрант

Мурманский арктический государственный университет

(г. Мурманск, Россия)


DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2022-2-54-66


Аннотация. В статье утверждается, что на современном этапе развития лингводидактики весьма актуально включать в обучающий процесс по иностранному языку современные неологизмы. Приведены результаты комплексного анализа неологизмов английского языка в материалах английских СМИ за 2020–2022 годы, в ходе которого удалось выявить 289 новых слов. Более подробно охарактеризована ковид-лексика, которая активно пополняла язык во время пандемии коронавирусной инфекции. Описана ее семантика, определены словообразовательные особенности. Проведено сопоставление ковид-лексики английского и русского языков, выявлены сходные черты новых слов как на словообразовательном, так и на семантическом уровнях. Доказано, что неологизмы оперативно отражали все изменения, которые произошли в жизни людей в связи с внезапной вспышкой COVID-19. В статье характеризуется также лингводидактический потенциал современных неологизмов при изучении иностранного языка. Описан учебный словарь английского языка коронавирусной эпохи для обучающихся и учителей, составленный на основании результатов лингвистического исследования. С целью оперативного пополнения словарь имеет не только печатную, но и электронную версию. Он содержит информацию о части речи, исчисляемости существительного, толкование на русском и английском языках. Для передачи звукового облика слова приводится транскрипция неологизмов.
Ключевые слова: неологизмы, русский язык, английский язык, ковид-лексика, учебный словарь, короновирусная эпоха, межкультурная коммуникация.

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Коренева А. В., Бычкова Н. Н. Новая лексика эпохи пандемии в английском и русском языках: лингвистические и лингводидактические аспекты // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2022. Вып. 2 (10). С. 54–66. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2022-2-54-66.

Список источников и литературы

1. Бычкова Н. Н. Неологизмы как отражение развития мира и мышления на основе изучения публицистических текстов // XX Масловские чтения : сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции. Мурманск: МАГУ, 2022. С. 151‒156.
2. Горшунов Ю. В., Горшунова Е. Ю., Степанян К. А. Selfie, legsie и другие неологизмы для приватных фото // Филологические науки в МГИМО. 2019. № 2 (18). С. 27‒33.
3. Котелова Н. З. Первый опыт описания русских неологизмов // Новые слова и словари новых слов : монография. Л.: Наука, 1978.
4. Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. М.: Знак : Языки славянских культур, 2008. 229 с.
5. Мельник Ю. А., Штехман Е. А. К вопросу о статусе неологизма в современной лингвистике // Современные проблемы науки и образования : сетевое издание. 2015. № 2, ч. 1. С. 422. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21100 (дата обращения: 28.01.2022).
6. Мишанкина Н. А. Лексикология русского языка. Русский язык как иностранный: профессиональная сфера общения : учебное пособие. Томск: Изд-во Томского политехн. унта, 2017. 124 с.
7. Мкртчян Т. Ю. Социокультурная характеристика новейших неологизмов в современном английском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 9-1 (75). С. 142‒144.
8. Руденко О. Ю. Неологизмы и новообразования как показатели активности иноязычности в современном русском языке // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2011. № 6-2. С. 589‒592.
9. Словарь русского языка коронавирусной эпохи. СПб.: Ин-т лингвистических исследований РАН, 2021. 550 с.
10. Фаустова Н. А., Гордеева М. Ю. Общественно-политические неологизмы в практике преподавания русского языка как иностранного // Содержание и технологии образования. 2018. № 1. С. 155‒167.
11. BBC News : website. URL: https://www.bbc.com/news (accessed: 15.10.2021).
12. British National Corpus : website / University of Oxford. 2015. URL: http://www.natcorp.ox.ac.uk/ (accessed: 25.10.2021).
13. The conversation : website. URL: https://theconversation.com/global (accessed: 15.10.2021).
14. Cambridge Independent : website. URL: https://www.cambridgeindependent.co.uk/ (accessed: 15.10.2021).
15. Cambridge dictionary : website / Cambridge University Press. URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary (accessed: 25.10.2021).
16. The Times : website. URL: https://www.thetimes.co.uk/ (accessed: 15.10.2021).
17. Glamour : website. URL: https://www.glamourmagazine.co.uk/ (accessed: 15.10.2021).
18. The Guardian : website. URL: https://www.theguardian.com/international (accessed: 15.10.2021).
19. Barabak M. Z. ‘Quarantini.’ ‘Doomscrolling.’ Here’s how the coronavirus is changing the way we talk // Los Angeles Times. 11.04.2020. URL: https://www.latimes.com/world-nation/story/2020-04-11/coronavirus-covid19-pandemic-changes-how-we-talk (accessed: 14.12.2021).