ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

КОНЦЕПТОСФЕРА «ПИЩА И НАПИТКИ» КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ


Мазалова Мария Сергеевна

студент, факультет русской филологии и документоведения

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

(г. Тула, Россия)


DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2022-3-81-90


Аннотация. Представлены результаты исследования важнейших гастрономических брендов Тульской области (Европейская Россия) и их воздействия на формирование региональной идентичности жителей региона. Актуальность данной работы заключается в возрастающей в современном мире необходимости поддержания наших национальных символов, так как именно они демонстрируют специфику культуры России в сравнении с другими странами, также символические образы нации помогают гражданам чувствовать себя единым целым даже в сложное для страны время. Целью данной статьи является исследование одного из важнейших элементов формирования имиджа Тульской области и в тоже время составляющую системы региональной идентичности: брендов региональной кухни, способствующих созданию собственной гастрономической культуры. В работе основным методом стал сбор и анализ различных источников информации (публикации СМИ, научные журналы, интернет-сообщества, рекламная деятельность областных пищевых предприятий и т.д.). В результате исследования автором доказана важность гастрономического аспекта культуры жителей региона как составляющей региональной идентичности (на основе научных работ других ученых), определено основное направление работы правительства и местных предприятий: экологизация производства пищевой продукции, рассмотрено понятие гастрономической карты региона, включающей в себя как бренды, так и гастрономические мероприятия. Сделан вывод о том, что региональная кухня Тульской области является важным элементом для поддержания региональной идентичности жителей области. Полученные данные могут быть использованы при составлении словаря региональной идентичности Тульской области, а также при проведении краеведческих исследований региона.
Ключевые слова: Тульская область, лингвокультурология, региональная идентичность, менталитет, концептосфера, гастрономическая культура, региональные бренды, имидж региона, гастрономическая карта региона, пищевая промышленность.

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Мазалова М. С. Концептосфера «пища и напитки» как составляющая региональной идентичности жителей Тульской области // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2022. Вып. 3 (11). С. 81–90. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2022-3-81-90.

Благодарности: Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект 22-28-20342 и Правительства Тульской области (соглашение № 6 от 19.04.2022 г.) «Симболарий региональной идентичности».

Список источников и литературы

1. Апрятова Л. В условиях санкций при поддержке регионального Правительства тульская компания готовит к выпуску пряничную новинку // МК в Туле : сетевое издание. Дата размещения: 23.03.2022. URL: https://tula.mk.ru/social/2022/03/23/v-usloviyakhsankciy-pri-podderzhke-regionalnogo-pravitelstva-tulskaya-kompaniya-gotovit-k-vypuskupryanichnuyu-novinku.html (дата обращения: 29.10.2022).
2. Воробьев В. П., Голубовская О. Л., Еремина Е. В. Роль региональных брендов в формировании региональной идентичности и имиджа территории // Власть. 2014. № 11. С. 122‒127.
3. Горчичная поляна : сайт / Фермерское хозяйство «Горчичная поляна». URL: https://www.gor-polyana.ru/ (дата обращения: 28.10.2022).
4. Грудинина О. «Вкусно в Туле»: чем порадует туляков и гостей города ресторанный фестиваль // Myslo: Тульский городской портал / ООО «Слобода». Тула, 2005‒2022. Дата размещения: 11.09.2022. URL: https://myslo.ru/news/tula/2022-09-11-vkusno-v-tulechem-poraduet-tulyakov-i-gostej-goroda-restorannyj-festival (дата обращения: 30.10.2022).
5. Желнина Е. В. Политико-правовые факторы формирования региональной идентичности // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 85‒88.
6. Калачная на фермерском рынке // Марк и Лев : сайт / ресторан «Марк и Лев». URL: https://www.markilev.ru/kalachnaya/ (дата обращения: 29.10.2022).
7. Петров В. В. Общенациональные и региональные бренды как инструмент политики формирования позитивного имиджа современной России : дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 / Петров Владимир Викторович. Москва, 2014. 190 с.
8. Правительство Тульской области : офиц. сайт. Тула, 2022. URL: https://tularegion.ru (дата обращения: 27.10.2022).
9. Суворовские конфеты : сайт / Кондитерское предприятие «Суворовские конфеты». URL: https://www.sk-suvorov.ru/about-company/ (дата обращения: 02.11.2022).
10. Тимофеева Л. В Туле презентовали гастрономический путеводитель Ники Ганич // Myslo : Тульский городской портал / OOO «Слобода». Тула, 2005‒2022. Дата размещения: 28.05.2022. URL: https://myslo.ru/news/culture/2022-05-28-v-tule-prezentovali-gastronomicheskij-putevoditel-niki-ganich (дата обращения: 30.10.2022).
11. Тульский молочный комбинат : сайт / АО «Тульский молочный комбинат». Тула, 2007‒2022. URL: https://www.tulamilk.ru (дата обращения: 01.11.2022).
12. Якубова Т. Н., Крюкова А. П. Территориальный брендинг как инструмент развития региона // Молодой ученый. 2014. № 21 (80). С. 484‒488.
13. ЯСНОПОЛЕ экопарк : сайт / Экологический отель для всей семьи «ЯсноПоле». URL: https://yasnopole.ru/ferma/ (дата обращения: 29.10.2022).