ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

МЕДИАЛЕКТ КАК ЯЗЫКОВОЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ


Зубарева Юлия Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры документоведения и стилистики русского языка

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

(г. Тула, Россия)


DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2022-4-46-52


Аннотация. В статье исследуются особенности медиалекта как языкового феномена современной массовой коммуникации, подчеркивается значительный интерес к его изучению со стороны научного сообщества. Рассматривается структура и содержание данной разновидности языка, функционирующего в цифровом пространстве и представленного аудивизуальными и сетевыми проектами. Анализ научных трудов, посвященных этому явлению показывает неоднозначность подходов к терминологии, отсутствие четкого определения его свойств, а также принципов реализации в речевом пространстве, разработанных методов и приемов исследования. Медиалект понимается лингвистами как средство массовой информации, использующееся в медиасфере, его качества обусловлены спецификой мультимедийной интеракции. Наблюдение за реализацией медиалекта в Интернет-коммуникации помогло выявить ряд его базовых характеристик: утилитарность, актуальность, перформативность, необратимость, многоуровневость структуры. Среди лексико-грамматических особенностей следует отметить богатый стилистический ресурс, а также поликодовость, обусловленную необходимостью максимальной визуализации для привлечения внимания к контенту. Доступность цифровых площадок, возможности ИКТ-технологий, отсутствие территориальных, возрастных, гендерных и финансовых ограничений позволили медиалекту приобрести особый статус. Он отражает актуальное сознание общества, транслирует идеи, ценности и опыт текущей жизни, способствует эффективной организации любой деятельности человека. Пользователь предстает не сторонним наблюдателем (слушателем или зрителем), а активным участником или организатором различных проектов. В то же время, создавая собственный информационный контент, человек не всегда является специалистом в той области, в которой он хочет проявить себя, что существенно влияет на качество предъявляемой им информации. Исследование, представленное в данной статье, доказывает необходимость всестороннего и более тщательного изучения медиалекта специалистами разных научных сфер: лингвистами, социологами, культурологами, психологами.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, Интернет-коммуникации, цифровая среда, медиасфера, цифровое образование, медиалингвистика, поликодовость.

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Зубарева Ю. М. Медиалект как языковой феномен современной массовой коммуникации // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2022. Вып. 4 (12). С. 46–52. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2022-4-46-52.

Список источников и литературы

1. Вартанова Е. Л. «Человек медийный» – новая ступень эволюции или приложение к гаджету? : интервью / беседовали М. Абаев, М. Ежихина // Наука и жизнь : портал журнала «Наука и жизнь». Дата размещения: 03.12.2015. URL: https://www.nkj.ru/ open/27523 (дата обращения: 01.10.2022).
2. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления. М.: Добросвет, 2020. 178 с.
3. Дунаева Д. О. Дискурсивные практики горожан как коммуникативный механизм формирования образа комфортного города (опыт полевого исследования) // Вестник Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2021. № 60. С. 137‒150. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskursivnye-praktiki-gorozhan-kak-kommunikativnyy-mehanizm-formirovaniya-obraza-komfortnogo-goroda-opyt-polevogo-issledovaniya (дата обращения: 01.12.2022).
4. Дускаева Л. Р. Медиалингвистика в России: лингвопраксиологическая доминанта // Медиалингвистика. 2014. № 1. С. 5–15.
5. Каблуков Е. В. Интернет-медиа: специфика конструирования сверхтекстов // Речеведение: современное состояние и перспективы : материалы Междунар. науч. конф., посвящ. юбилею М. Н. Кожиной (Пермь, 16-20 ноября 2010 г.) / отв. ред. Е. А. Баженова. Пермь: Перм. гос. ун-т., 2010. С. 368–373.
6. Казак М. Ю. Современный медиатекст: проблемы идентификации, делимитации, типологии // Медиалингвистика. 2014. № 1. С. 65–76.
7. Какорина Е. В. СМИ и Интернет-коммуникация (области пересечения и взаимодействия) // Язык современной публицистики / сост. Г. Я. Солганик. М.: Флинта : Наука, 2007. С. 67–98.
8. Клушина Н. И. Медиастилистика : монография. М.: Флинта, 2018. 184 с.
9. Коньков В. И. Медиаречь: содержание понятия и принципы анализа // Мир русского слова. 2016. № 3. С. 58–63.
10. Остин Д. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17: Теория речевых актов. М.: Прогресс, 1986. С. 22–130.
11. Панов В. И., Патраков Э. В. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия : монография. М.: Психол. ин-т РАО, 2020. 199 с.
12. Полонский А. В. Медиалект: язык в формате медиа // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2018. № 37 (2). С. 230–240.
13. Помпеев А. Ю. «Виртуальная реальность» в современной культуре // Аналитика культурологии. 2006. № 2 (6). URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/1736-виртуальная-реальность-в-современной-культуре.html (дата обращения: 01.12.2022).
14. Потапова Р. К., Варченко В. В. Медиатекст: вербальный и визуальный компонент // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 6. Орел, 2008. С. 263–271.
15. Серль Дж. Р. Классификация иллокутивных актов // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17: Теория речевых актов. М.: Прогресс, 1986. С. 170–194.
16. Сиротинина О. Б. Медиалингвистика или медиастилистика? // Медиалингвитика. 2015. № 2 (8). С. 17–23.
17. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 35–40.
18. Шмелева Т. В. Медиалингвистика как медийное речеведение // Медиатекст как полиинтенциональная система : сб. ст. / отв. ред. Л. Р Дускаева, Н. С. Цветова. СПб.: СПбГУ, 2012. С. 56–61.