ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ


Дмитриева Елена Васильевна

аспирант кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации

Курский государственный университет

(г. Курск, Россия)


DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2023-1-83-89


Аннотация. В данном исследовании предлагается проанализировать результаты ассоциативного эксперимента с целью определить ассоциативное поле слов-стимулов, а также выявить ключевые опоры идентификации стимула и уточнить его основные смысловые элементы. Ассоциативный эксперимент был проведен среди двух групп, условно разделенных на «специалистов» и «неспециалистов». Участниками эксперимента стали студенты дефектологического, исторического, филологического и физико-математического факультетов 1 – 4 курсов обучения Курского государственного университета. Возраст респондентов варьировался от 18 до 22 лет. В качестве инструмента по обработке полученных результатов с целью их дальнейшей интерпретации были задействованы онлайн-инструменты Google Формы (сбор информации о поле, возрасте, курсе и факультете участников эксперимента с последующей демонстрацией респондентам карточек, содержащих слово-стимул) и Google Таблицы (сбор и сортировка полученных реакций с их последующей обработкой). Полученные результаты продемонстрировали, во-первых, наличие опоры на признаки, которые отражают включенность понятия в широкий спектр деятельности человека, во-вторых, эмоциональную составляющую в процессе идентификации термина, в-третьих, наличие или отсутствие житейского и/или профессионального опыта. Был сделан вывод, что большинство реакций у респондентов, возраст которых варьировался от 18 до 22 лет, определяется непосредственно их психоэмоциональным состоянием, экстралингвистическими знаниями, социальной средой и многими другими факторами. Отмечается, что в процессе становления обучающегося как личности и будущего профессионала, происходит активизация аспектов жизни, которые являются принципиально важными в формировании и самоорганизации лексикона индивида (например, сфера молодежного общения, внеурочная деятельность и др.).
Ключевые слова: компьютерная терминология, компьютерные термины, свободный ассоциативный эксперимент, действительность, профессиональный фактор, языковая картина мира.

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Дмитриева Е. В. Ассоциативный эксперимент как способ выявления особенностей идентификации компьютерной терминологии // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2023. Вып. 1 (13). С. 83–89. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2023-1-83-89.

Список источников и литературы

1. Бабалова Г. Г. Системно-аспектуальное функционирование компьютерной терминологии : дис. … д-ра филол. наук : 10.02.19 / Бабалова Галина Григорьевна. М., 2009. 380 с.
2. Комлева И. Л. Принципы формирования русской компьютерной терминологии : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Комлева Ирина Леонидовна. М., 2006. 221 с.
3. Кривко И. П. Влияние параметра «возраст» на функционирование синонимической аттракции в лексиконе индивида // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2010. Т. 1, № 1. С. 217–220.
4. Лебедева С. В., Денисова В. В., Дмитриева Е. В. Язык и действительность: некоторые аспекты взаимодействия // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2021. № 1 (40). С. 151–158.
5. Левонович Н. И., Цыганова Т. Ф. Компьютерная терминология в русском языке // Актуальные проблемы современного общества. 2016. № 4. С. 208–210.
6. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. 392 с.
7. Лобанова М. А. Структурно-семантические особенности современной компьютерной терминологии: на материале испанского языка : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Лобанова Марина Алексеевна. Челябинск, 2009. 242 с.
8. Николова Д. Вариативность компьютерных терминов как специфика формирования компьютерной терминосистемы // Проблемы когнитивного и функционального описания русского и болгарского языков. 2017. № 11. С. 94–120.
9. Орлова М. В. Особенности усвоения компьютерной терминологии // Вестник МГПУ. Сер.: Информатика и информатизация образования. 2008. № 16. С. 152–156.
10. Орлова М. В. Специфика идентификации компьютерной терминологии: экспериментальное исследование : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Орлова Марина Викторовна. Курск, 2008. 168 с.
11. Паневина О. С., Трофимова Ю. А. Компьютерная терминология как лингвокультурный феномен // Наука и образование в XXI веке : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф., 28 февр. 2018 г. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2018. Ч. 3. С. 125–126.
12. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1957. 590 с.
13. Google Таблицы : онлайн-приложение для работы с таблицами. URL: https://docs.google.com/spreadsheets/ (дата обращения: 02.03.2023).
14. Google Формы : программное обеспечение для администрирования опросов. URL: https://docs.google.com/forms/ (дата обращения: 02.03.2023).
15. Shevchuk T., Yasinska O. Contemporary computer terminology problems: linguistic aspect // Grail of Science. 2023. № 24. P. 480–481.
16. Vidisheva S. K. Integrating factors of computer terminology formation // Роль государства и институтов гражданского общества в сохранении родных языков и литератур : материалы Междунар. науч.-практ. Конф., Чебоксары, 22–23 окт. 2020 г. Чебоксары: Среда, 2020. С. 9–12