ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ КЛАССОВ)


Лаптева Мария Леонидовна

доцент, доктор филологических наук, заведующий кафедрой современного русского языка

Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева

(г. Астрахань, Россия)


DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2023-2-106-114


Аннотация. Целью данной статьи является определение факторов, влияющих на эффективную межкультурную коммуникацию в классах с многонациональным составом учащихся. В статье рассмотрены такие основные факторы организации межкультурного взаимодействия в образовательной среде в многонациональных классах, как учет степени адаптации учащегося к жизни и учебной деятельности в школе; учет успешности прохождения учащимся стадии аккультурации (шире – мультикультурации); степень готовности учителя к работе в поликультурной школе и наличие у него установки на межкультурное взаимодействие; учет уровня владения учащимся своим родным языком и русским языком. Основным методом проведенного исследования послужило включенное наблюдение за образовательным процессом, протекающим в поликультурных школах г. Астрахани и Астраханской области. В фокусе внимания находилась межличностная коммуникация внутри малой группы (класса) в таких координатах, как «ученик – ученик» и «ученик – учитель». Доказано, что для обеспечения эффективной межкультурной коммуникации важна четко организованная структура образовательного пространства, включающая обучающую, воспитательную и социально-адаптивную среду.
Ключевые слова: фактор, межкультурная коммуникация, русский язык, многонациональный класс, речевая толерантность.

Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 23-28-10019 «Концепция преодоления речевой агрессии в образовательном пространстве Прикаспия» (2023 – 2024 г.).

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Лаптева М. Л. Факторы эффективной межкультурной коммуникации (на примере многонациональных классов) // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2023. Вып. 2 (14). С. 106–114. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2023-2-106-114

Список источников и литературы

1. Балыхина Т. М., Ельникова С. И., Маркина Т. В., Харитонова О.В. Уроки толерантности: учеб. пособие по рус. языку. М.: Изд-во РУДН, 2005. 105 с.
2. Гасанов З. Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 1998. 338 с.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» : (утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642) // КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/cf742885e783e08d9387d7364e34f26f87ec138f/?ysclid=lhv1jx0cy76096932 (дата обращения: 10.05.2023)
4. Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика / под общ. ред. Е. В. Падучевой. М.: Прогресс, 1985. С. 217–237.
5. Карташова В. Н. Методика межкультурного обучения в профессиональном лингвообразовании // Иностранные языки в высшей школе. 2010. № 3 (10). С. 42–47.
6. Лысакова И. П. Русский язык в петербургской поликультурной школе: специфика методики преподавания // Вестник Герценовского университета. 2012. № 1. С. 106–113.
7. Maslava V. A. Communication and сross-cultural communication in the view of language teaching [=Коммуникация и межкультурная коммуникация в ракурсе преподавания языков] // Functional aspects of intercultural communication. Translation and interpreting issues. 2019. Vol. 6. P. 134–141.
8. Матис В. И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе. Барнаул: Издво БГПУ, 1997. 328 с.
9. Дмитренко Т. А., Махмутова Е. Н. Овладение студентами межкультурной коммуникацией при обучении иностранному языку как психолого-педагогическая проблема // Вопросы прикладной лингвистики. 2021. № 42. С. 40–67.
10. Мудрик А. В. Включенное наблюдение как метод психолого-педагогических исследований // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2017. № 47. С. 109–116.
11. Национальная доктрина образования до 2025 года : утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 окт. 2000 г. № 751 // RG.RU : интернет-портал «Российской газеты». URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 10.05.2023).
12. Образование человека в поликультурном обществе: междисциплинарное исследование : монография / под общ. ред. проф. Л. Н. Бережновой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 451 с.
13. Педагогическая диагностика: методы и методики / сост. Е. В. Мухачева, Т. А Наумова. Ижевск: Удмуртский ун-т, 2020. 425 с.
14. Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» : сайт. URL: https://razgovor.edsoo.ru/ (дата обращения: 10.05.2023).
15. Эффективная интеркультурная коммуникация: разрушение стереотипов и прототипов : сб. науч. трудов / сост. Н. И. Гетьманенко; под ред. А. Д. Дейкиной, Н. И. Гетьманенко. М.: ИЛЕКСА, 2010. 298 с.
16. Lakoff R.T. P. Language and Woman’s Place // Language in Society. 1973. Vol. 2 (1). P. 25–80.
17. Leech G. N. Principles of Pragmatics. London: Longman, 1983. 250 p.