Лаптева Мария Леонидовна
доцент, доктор филологических наук, заведующий кафедрой современного русского языка
Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева
(г. Астрахань, Россия)
DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2023-2-106-114
Аннотация. Целью данной статьи является определение факторов, влияющих на эффективную межкультурную коммуникацию в классах с многонациональным составом учащихся. В статье рассмотрены такие основные факторы организации межкультурного взаимодействия в образовательной среде в многонациональных классах, как учет степени адаптации учащегося к
жизни и учебной деятельности в школе; учет успешности прохождения учащимся стадии аккультурации (шире – мультикультурации); степень готовности учителя к работе в поликультурной школе и наличие у него установки на межкультурное взаимодействие; учет уровня владения учащимся своим родным языком и русским языком. Основным методом проведенного
исследования послужило включенное наблюдение за образовательным процессом, протекающим в поликультурных школах г. Астрахани и Астраханской области. В фокусе внимания находилась межличностная коммуникация внутри малой группы (класса) в таких координатах, как
«ученик – ученик» и «ученик – учитель». Доказано, что для обеспечения эффективной межкультурной коммуникации важна четко организованная структура образовательного пространства,
включающая обучающую, воспитательную и социально-адаптивную среду.
Ключевые слова: фактор, межкультурная коммуникация, русский язык, многонациональный класс, речевая толерантность.
Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 23-28-10019 «Концепция преодоления речевой агрессии в образовательном пространстве Прикаспия» (2023 – 2024 г.).
Полный текст статьи (PDF)
Для цитирования: Лаптева М. Л. Факторы эффективной межкультурной коммуникации (на примере многонациональных классов) // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2023. Вып. 2 (14). С. 106–114. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2023-2-106-114
Список источников и литературы
1. Балыхина Т. М., Ельникова С. И., Маркина Т. В., Харитонова О.В. Уроки толерантности: учеб. пособие по рус. языку. М.: Изд-во РУДН, 2005. 105 с.
2. Гасанов З. Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 1998. 338 с.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» : (утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642) // КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/cf742885e783e08d9387d7364e34f26f87ec138f/?ysclid=lhv1jx0cy76096932 (дата обращения: 10.05.2023)
4. Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика / под общ. ред. Е. В. Падучевой. М.: Прогресс, 1985. С. 217–237.
5. Карташова В. Н. Методика межкультурного обучения в профессиональном лингвообразовании // Иностранные языки в высшей школе. 2010. № 3 (10). С. 42–47.
6. Лысакова И. П. Русский язык в петербургской поликультурной школе: специфика методики преподавания // Вестник Герценовского университета. 2012. № 1. С. 106–113.
7. Maslava V. A. Communication and сross-cultural communication in the view of language teaching [=Коммуникация и межкультурная коммуникация в ракурсе преподавания языков] // Functional aspects of intercultural communication. Translation and interpreting issues. 2019. Vol. 6. P. 134–141.
8. Матис В. И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе. Барнаул: Издво БГПУ, 1997. 328 с.
9. Дмитренко Т. А., Махмутова Е. Н. Овладение студентами межкультурной коммуникацией при обучении иностранному языку как психолого-педагогическая проблема // Вопросы прикладной лингвистики. 2021. № 42. С. 40–67.
10. Мудрик А. В. Включенное наблюдение как метод психолого-педагогических исследований // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2017. № 47. С. 109–116.
11. Национальная доктрина образования до 2025 года : утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 окт. 2000 г. № 751 // RG.RU : интернет-портал «Российской газеты». URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 10.05.2023).
12. Образование человека в поликультурном обществе: междисциплинарное исследование : монография / под общ. ред. проф. Л. Н. Бережновой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 451 с.
13. Педагогическая диагностика: методы и методики / сост. Е. В. Мухачева, Т. А Наумова. Ижевск: Удмуртский ун-т, 2020. 425 с.
14. Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» : сайт. URL: https://razgovor.edsoo.ru/ (дата обращения: 10.05.2023).
15. Эффективная интеркультурная коммуникация: разрушение стереотипов и прототипов : сб. науч. трудов / сост. Н. И. Гетьманенко; под ред. А. Д. Дейкиной, Н. И. Гетьманенко. М.: ИЛЕКСА, 2010. 298 с.
16. Lakoff R.T. P. Language and Woman’s Place // Language in Society. 1973. Vol. 2 (1). P. 25–80.
17. Leech G. N. Principles of Pragmatics. London: Longman, 1983. 250 p.