ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

ЭРГОНИМЫ КАК КОМПОНЕНТ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА: ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ


Васильева Юлия Александровна

кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка

Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева

(г. Астрахань, Россия)


DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2023-2-64-73


Аннотация. Статья посвящена рассмотрению эргонимов как важной составляющей регионального туристического дискурса, информационного пространства города. Особую значимость приобретают номинации, репрезентирующие особенности культурной и материальной жизни населения определённой территории. В Астрахани и Астраханской области активно развиваются гастрономический, этнографический, культурно-познавательный, рыболовно-охотничий и другие виды туризма. Более половины туристов приезжают в регион с целью рыбалки или охоты, соответственно, номинаторы ориентируются на коммуникативную стратегию брендирования как инструмента продвижения, популяризации мест отдыха. Названия туристических объектов транслируют сведения о явлениях национальной культуры, мультикультурности городского пространства. Проанализированы лингвопрагматические особенности астраханских эргонимов как лексических составляющих публичного подвида туристического дискурса, цель которого – создать максимально привлекательный для туриста продукт. Актуальность исследования обусловлена тем, что, являясь частью рекламной коммуникации, эргонимы репрезентируют национально-культурное своеобразие региона, не только воздействуя на когнитивную сферу туристов, но и выступая компонентом концептуальной картины мира представителей той или иной лингвокультуры. Информационно-коммуникационный потенциал эргонимов эффективно реализуется в туристическом дискурсе, если номинации городских объектов отражают сведения о ключевых ценностях региона, его культурной, географической уникальности. Образ привлекательного, уникального региона формируют названия популярных туристических объектов, в которых рационально сочетаются информативная и рекламная функции. На основе анализа названий объектов региональной туристической индустрии выделены группы эргонимов, мотивированных указанием на географические особенности региона, его уникальные природные ресурсы, этнокультурную определенность и роль города как духовно-религиозного центра. Наполнение эрго-нимов этнокультурной информацией определяет их роль в формировании регионального имиджа.
Ключевые слова: ономастика, социолингвистика, эргонимы, туристический дискурс, лингво-прагматический аспект.

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Васильева Ю. А. Эргонимы как компонент регионального туристического дискурса: лингвопрагматический аспект // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2023. Вып. 2 (14). С. 64–73. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2023-2-64-73.

Список источников и литературы

1. Аликина Е. Ю. Особенности функционирования метафоры в туристическом дискурсе // Вестник Пермского университета. 2010. Вып. 4. С. 80–86.
2. Доржиева Г. С., Ткачева А. О. Эргонимы в туристическом дискурсе: типологический и функциональный аспекты (на примере эргонимов Республики Бурятия) // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 3. С. 39–49.
3. Крюкова И. В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности : дис. … д-ра филол. наук : 10.02.19 / Крюкова Ирина Васильевна. Волгоград, 2004. 360 с.
4. Махортова Т. Ю. PR-функция текста туристического брендинга: лингвистические средства как способ реализации // Брендинг как коммуникативная технология XXI века : материалы III Всероссийской науч.-практ. конф. (1–3 марта 2017 г.). СПб.: Изд-во СПГЭУ, 2017. С. 141–144.
5. Митягина В. А., Сидорова И. Г. Лингвистический фокус брендинга территорий // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2018. № 2. С. 42–51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvisticheskiy-fokus-brendinga-territoriy (дата обращения: 14.03.2023).
6. Михайлов Н. Н. Английский язык для направлений «Сервис» и «Туризм». М.: Академия, 2011. 198 с.
7. Салихова Н. Религиозный туризм в Астрахани: четыре святыни // АстраКульт : сайт. URL: https://astrakult.ru/29934-2 (дата обращения: 24.03.2023).
8. Таркова Р. Колоссальные уловы, пираты, боевые действия. Непростая история астраханского залива // КаспийИнфо : информ.-новостной портал. URL: https://kaspyinfo.ru/news/gorod/55792 (дата обращения: 24.03.2023).
9. Тарнаева Л. П., Дацюк В. В. Туристический дискурс: лингвопрагматические характеристики // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2013. № 3. С. 229–235. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turisticheskiy-diskurs-lingvopragmaticheskie-harakteristiki (дата обращения: 12.03.2023).
10. Филатова Н. В. Туристический дискурс в ряду смежных дискурсов: гибридизация или полифония // Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика. 2012. Вып. 3. С. 41–46.
11. Шмелева Т. В. Аттрактивность городского имени: заведения еды // Journal of applied linguistics and lexicography. 2019. Т. 1, № 1. С. 117–126.