ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

ЭКОНОМИКА И КУЛЬТУРА: НОВЫЙ ПОВОРОТ В ПОИСКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ЯКУТСКОГО БРЕНДА


Ляпкина Татьяна Федоровна

доктор культурологии, профессор кафедры культурологии и социально-культурной деятельности

Арктический государственный институт культуры и искусств

(г. Якутск, Россия)

Леджинова Наталья Сергеевна

кандидат экономических наук

Арктический государственный институт культуры и искусств

(г. Якутск, Россия)


DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2023-3-60-69


Аннотация. Современный тип экономики – это новый способ организации социально-культурных отношений. Архитектоника такой экономики замешана на нескольких ключевых элементах: знаниях, в контексте человеческого капитала и информационной среды применения и реализации капитала. Но главным элементом новых взаимоотношений экономики и культуры стали высокотехнологичная продукция и услуги, которые с одной стороны претендуют на универсальность, но с другой, именно им делегируют процессы идентичности. Исследование рассматривает современную экономику как пространство борьбы за национально-этнический суверенитет, поскольку глобальные процессы обострили проблему существования культурного суверенитета многих локальных культур. Экономика – поле борьбы за человека, за смысло- и целеполагание его культурно-экономических практик. Именно такими являются практики производства бренда. Реальность современного уровня развития креативных технологий, практик и индустрий в экономике Якутии заставляет нас не совершать подмену истинных ценностей культуры на рыночные. Сегодня важно не продать своё национальное самосознание на потребу капитала. И тогда тот, кто выдержит эту гонку, возможно, будет носителем истинных культурных ценностей. За эти ценности сегодня «борются» современные производители ювелирной продукции, которые могут распространять традиционные якутские ценности (семья, счастье, любовь, добро, верность) в символических смыслах. Продукция ювелирной фирмы ОHYOР УТУМ претендует на трансляцию ценности традиционной культуры через свой особый креативный продукт.
Ключевые слова: традиционные экономические практики и креативная экономика, идентичность, национальный бренд, традиционные ценности культуры.

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Ляпкина Т. Ф., Леджинова Н. С. Экономика и культура: новый поворот в поисках национального якутского бренда // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2023. Вып. 3 (15). С. 60–69. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2023-3-60-69.

Список источников и литературы

1. Большаков В. П. Культурные практики эстетического и художественного освоения человеком мира // Вестник СПбГИК. 2017. № 1 (30). С. 36–39. Электрон. версия. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnye-praktiki-esteticheskogo-i-hudozhestvennogoosvoeniya-chelovekom-mira (дата обращения: 11.01.2023).
2. Брагина Д. Г. О современных факторах идентичности якутов на рубеже ХХ–ХХI вв. DOI 10.31483/r-103550 // Этническая культура. 2022. Т. 4, № 3. С. 12–17. Электрон. версия. URL: https://phsreda.com/e-articles/10407/Action10407-103550.pdf (дата обращения: 11.12.2022).
3. Быстрова Т. Ю. Аксиология бренда: к методологии культурного брендинга территории // PR в изменяющемся мире: региональный аспект / под ред. М. В. Гундарина, А. Г. Сидоровой, Ю. В. Явинской. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011. Вып. 9. С. 85–95.
4. Быстрова Т. Ю. Зачем дизайну культурология // Международный журнал исследований культуры. 2016. № 4 (25). С. 5–15. Электрон. версия. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/zachem-dizaynu-kulturologiya (дата обращения: 11.02.2023).
5. Демшина А. Ю. Этнотенденции в пространстве современной моды // Вестник СПбГИК. 2011. № 1. С. 161–164. Электрон. версия. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/etnotendentsii-v-prostranstve-sovremennoy-mody (дата обращения: 11.01.2023).
6. Как продавать искусство : сб. ст. / сост. Дж. В. Мелилло. Новосибирск: Сибирской хронограф, 2001. 196 с.
7. Индикаторы инновационной деятельности: 2022 : стат. сб. / В. В. Власова [и др.]. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 292 с.
8. Индикаторы Юнеско. Культура для развития : методическое руководство. [Париж: Юнеско], 2017. 148 с. Электрон. версия печ. изд. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000229608_rus (дата обращения: 01.11.2022).
9. Концепция развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года // Корпорация развития Республики Саха (Якутия) : сайт. URL: https://krrsy.ru/wp-content/uploads/2020/02/Koncepciya-razvitiya-kreativnoy-yekonomiki-RS-YA-1.pdf (дата обращения: 21.12.2022).
10. Креативизация всей экономики // Президентская академия / РАНХГиС : офиц. сайт. URL: https://ion.ranepa.ru/news/kreativizatsiya-vsey-ekonomiki. Дата публикации: 02.11.2021.
11. Пять лет свободного падения: что может спасти ювелирный рынок России // ARENASLAB : блог. URL: https://arenaslab.com/5_years_of_free_fall_what_can_save_the_russian_jewelry_market (дата обращения: 21.12.2022).
12. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.12.2019 г. №1736-р «Об утверждении Концепции развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года» // Гарант.ру: информ-прав. портал. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/yakut/1325177/. Дата публикации: 01.02.2020.
13. Российская ювелирная промышленность. Состояние, проблемы и риски. Исследование Гильдии ювелиров России / Ассоциация «Гильдия ювелиров России». URL: https://agjr.ru/assets/files/documents/2022/rossii%CC%86skaya-yuvelirnayapromyshlennost.-sostoyanie-problemy-riski(1).pdf. Дата публикации: август 2022.
14. Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года : [проект : одобрен Правительством Республики Саха (Якутия) : постановление от 26 дек. 2016 г. N 455] // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/444958940 (дата обращения: 21.12.2022).
15. Как изменился ювелирный рынок России во время пандемии // YKTIMES.RU : сайт. URL: https://www.yktimes.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/kak-izmenilsya-yuvelirnyiy-ryinok-rossii-vo-vremya-pandemii/. Дата публикации: 09.04.2021.