ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНЦЕПТА ‘САД’ В ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ


Хомякова Екатерина Сергеевна

аспирант кафедры русского языка и русской литературы

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

(г. Белгород, Россия)


DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2023-4-209-215


Аннотация. В статье рассматривается национально-специфический (культурный) концепт ‘Сад’, позволяющий раскрыть ценностные приоритеты культуры и отразить национальный характер. Цель исследования – выявить особенности формирования индивидуальноавторского концепта на основе трансформации культурного концепта. Обращение к творчеству Б. А. Ахмадулиной сознательно: поэтессу нельзя считать активным носителем фольклорной традиции. Т. А. Бек, ее современница, отмечала: «... Фольклор в моем поколении – это была прерогатива мерзких “советских патриотов”, мы же чурались этих, скомпрометированных спекуляциями, фольклорных начал» [4]. Принимая во внимание это высказывание, мы считаем, что устойчивое совпадение семантики образа сада в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах Б. Ахмадулиной крайне значимым. Древнейшее происхождение лексемы сад, ее активное функционирование во всех славянских языках позволяет считать эту единицу номинацией культурного концепта, олицетворяющего несколько пространственных доминант: пространство природы, дома, человека и любви. Сравнение поэтических текстов Б. А. Ахмадулиной и произведений устного народного творчества позволило выявить ряд сходных черт: употребление лексемы сад в сильных позициях (начальные и заключительные строки, рифмующиеся позиции, повторы), стремление к персонификации образа сада, использование традиционных для русской культуры фитонимов и традиционных образов (например, калина, малина, виноградье, соловей). Наше исследование позволяет сделать вывод, что лексическое значение анализируемой единицы всегда включает исключительно положительную коннотацию. Кроме того, топос сада как в фольклорных текстах, так и в поэтическом идиостиле Б. А. Ахмадулиной связан с любовным сюжетом: отношения героев часто развиваются на фоне сада, а сами возлюбленные сравниваются с произрастающими там растениями. Таким образом, проведенное исследование помогло убедиться, что концепт ‘Сад’ является этнокультурным в силу значимости смысла, частоты употребления в фольклорных и индивидуальноавторских текстах, эксплицитно выраженной соотнесенности с миром человека.
Ключевые слова: концепт ‘Сад’, образ, художественный концепт, идиостиль, фольклор, персонификация, художественное пространство.

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Хомякова Е. С. Этнокультурные составляющие концепта ‘Сад’ в индивидуально-авторском преломлении // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2023. Вып. 4 (16). С. 209–215. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2023-4-209-215

Список источников и литературы

1. Алефиренко Н. Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2002. № 7. С. 18–19.
2. Антология художественных концептов русской литературы XX века / [ред. и авт.- сост. Т. И. Васильева, Н. Л. Карпичева, В. В. Цуркан и др.]. М.: Флинта, 2013. 356 с.
3. Ахмадулина Б. А. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Альфа-книга, 2017. 856 с.
4. Автобиография Татьяны Бек. Портрет / Елена Пикунова // Наталья Лайденен : сайт. URL: https://laidinen.ru/avtobiografija-tatjany-bek-portret/ (дата обращения: 07.07.2023).
5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: избранные статьи. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. 573 c.
6. Копытов Н. Ю. К семантике фитонимических символов в фольклорных текстах (на материале песенной традиции Карагайского района Пермской области) // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика : сайт. URL: https://www.ruthenia.ru/folklore/kopytov1.htm (дата обращения: 01.12.2022).
7. Маслова В. А. Поэт и культура: Концептосфера Марины Цветаевой : учеб. пособие. М.: Флинта, 2004. 255 с
8. Медриш Д. Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1980. 296 с.
9. Миллер Л. В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. 2000. № 4. С. 39–45.
10. Национальный корпус русского языка : электрон. собрание текстов. 2003–2023. URL: https://ruscorpora.ru/ (дата обращения: 10.11.2022).
11. Чулков М. Д. Собрание разных песен : ч. 1-4. Ч. 1. СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1770. [18], 227 с.
12. Тропкина Н. Е., Рябцева Н. Е. Образ сада в русской поэзии второй половины ХХ века и в русском фольклоре // Проблемы истории, филологии, культуры. 2010. № 4 (30). С. 144–150.
13. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. 800 c.
14. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. / пер. и доп. О. Н. Трубачёва. М.: Астрель : АСТ, 2004. Т. 4. 860 с.
15. Чумак-Жунь И. И. Эмоционально-эстетическое восприятие и информативность поэтического текста // Вопросы когнитивной лингвистики. 2012. № 1. С. 143–146.