ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

ИГРОВОЕ КИНО КАК ИСТОРИЯ: ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ


Ромашин Матвей Игоревич

старший преподаватель

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

(г. Тула, Россия)

аспирант

Санкт-Петербургский государственный университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)


DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-1-112-121


Аннотация. В статье выявлены, проанализированы, описаны основные методологические подходы к проблеме визуализации исторического знания. Сформулированы следующие исследовательские вопросы: может ли визуальный ряд, а не текст быть формой презентации исторического знания? может ли аффективное, а не когнитивное быть средством научного познания прошлого? может ли игровое кино быть историческим источником? На основе сравнения и теоретического осмысления текстов исследователей, принадлежащих к разным сферам науки (историков, культурологов, киноведов) выстроено междисциплинарное дискуссионное поле. Мнения авторов представлены в сочетании хронологического и тематического принципов с соблюдением методологической вариативности. Рассмотрены идеи Марка Ферро, Пьера Сорлена, Роберта Розенстоуна, Дэвида Херлихи, Хейдена Уайта и других теоретиков истории. В качестве выводов отмечено, что вопрос о правомерности визуальной формы презентации исторического знания был поставлен в 1970-е гг. и к настоящему времени большинством исследователей решен положительно. Историческое познание в визуальном формате всегда оперирует не только когнитивными, но и аффективными стратегиями, адресуется как интеллектуальной, так и к эмоциональной сфере личности человека. В этом контексте игровое кино может быть историческим источником наряду с кино документальным. Однако, в отличие от хроник, художественный фильм фиксирует не столько факты, сколько представления о них. В этом смысле он несомненно является документом эпохи, но его чтение и интерпретация требуют от профессионала специфических умений на стыке исторической критики и visual studies.
Ключевые слова: методология истории, игровое кино, художественный фильм, исторический источник, историческое познание.

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Ромашин М. И. Игровое кино как история: основные методологические подходы // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2024. Вып. 1 (17). С. 112–121. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-1-112-121

Список источников и литературы

1. Анкерсмит Ф. Р. Возвышенный исторический опыт. М.: Европа, 2007. 609 с.
2. Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. М.: НЛО, 2014. 328 с.
3. Базен А. Что такое кино? М.: Искусство, 1972. 382 с.
4. Бахманн-Медик Д. Культурные повороты: новые ориентиры в науках о культуре / пер. с нем. С. Ташкенова. М.: НЛО, 2017. 502 с.
5. Иващенко Т. С. Перспективы репрезентации истории в экранных медиа // Вестник Югорского государственного университета. 2017. Вып. 1 (44). С. 59–63.
6. Магидов В. М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. М.: ИЦ РГГУ, 2005. 393 с.
7. Магидов В. М. Кинофотофонодокументы: проблемы историографии, архивоведения и источниковедения : автореф. дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.09 / Магидов Владимир Маркович. М., 1993. 36 c.
8. Медушевская О. М. Источниковедение: теория, история и метод. М.: РГГУ, 1996. 79 с.
9. Райхман Д. Искусство как процесс мышления: новые соображения // Синий Диван. 2013. Вып. 18. С. 150–164.
10. Самутина Н. В. «Cult Camp Classics»: специфика нормативности и стратегии зрительского восприятия в кинематографе : препринт WP6/2008/01. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2008. 48 c.
11. Самутина Н. В. Идеология ностальгии: проблема прошлого в современном европейском кино : препринт WP6/2007/01. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2007. 48 с.
12. Соколов В. С. Киноведение как наука / сост. Н. А. Изволов, С. М. Смагина. М.: НИИ киноискусства, 2008. 326 с.
13. Эйзенштейн С. М. «Стачка» 1924 : К вопросу о материалистическом подходе к форме // Избранные произведения : в 6 т. Т. 1. М.: Искусство, 1964. С. 109–116.
14. A Companion to the Historical Film / ed. R. A. Rosenstone, C. Parvulescu. Chichester: WileyBlackwell, 2013. 592 p.
15. Burgoyne R. The Hollywood Historical Film. Oxford: Blackwell Publishing, 2008. 173 p.
16. Butterfield H. Englishman and his history. Cambridge: University press, 1944. 142 p.
17. Feature Films as History / ed. K. R. Short. Knoxville, TN: University of Tennessee Press, 1981. 192 p.
18. Ferro M. Cinéma et histoire. Paris: Denoël, 1977. 168 p.
19. Landsberg A. Politics and the Historical Film: Hotel Rwanda and the Form of Engagement // A companion to the historical film / ed. R. A. Rosenstone, C. Parvulescu. Chichester: WileyBlackwell, 2013. P. 11–29.
20. LaSpina J. A. The Visual Turn and the Transformation of the Textbook. New York: Routledge, 1998. 280 p.
21. Martin M. T., Wall D. C. The Politics of Cine-Memory Signifying Slavery in the History Film // A companion to the historical film / ed. R. A. Rosenstone, C. Parvulescu. Chichester: Wiley-Blackwell, 2013. P. 445–467.
22. Rosenstone R. History in Images / History in Words: Reflections on the Possibility of Really Putting History Onto Film // American Historical Review. 1988. Vol. 93, no 5. P. 1173–1185.
23. Rosenstone R. A. The History Film as a Mode of Historical Thought // A Companion to the Historical Film / ed. R. A. Rosenstone, C. Parvulescu. Chichester: Wiley-Blackwell, 2013. P. 71–87.
24. Sorlin P. The Film in History: Restaging the Past. Totowa, NY: Barnes & Noble, 1980. 226 p.
25. The Columbia companion to American history on film: How the movies have portrayed the American past / ed. P. C. Rollins. New York: Columbia University Press, 2003. 671 p.
26. White H. The Modernist Event // The Persistence of History: Cinema, Television, and the Modern Event / ed. V. Sobchack. New York: Routledge, 1996. P. 17–38.