Просянникова Ольга Игоревна
доцент, доктор филологических наук, заведующий кафедрой иностранных языков и профессиональной коммуникации
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
(г. Санкт-Петербург, Россия)
DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-2-139-148
Аннотация. В данной статье рассматриваются жанры обрядового фольклора тувинцев, в
частности, благопожелания (йөрээлдер), восхваления (макталдар) и заклинания (чалбарыглар), которые являются образцами национального фольклора и этнокультурных традиций
народа. Актуальность исследования обусловлена повышением интереса к вопросам национальной идентичности в эпоху глобализации. Идентичность проявляется в различных аспектах: в ментальной сфере, в языке, в традициях, символах и прежде всего в вербальных текстах,
каковыми являются жанры тувинского фольклора. Цель исследования – раскрыть этнические
особенности обрядовых жанров, определяющие культурный код нации и формирующие мировоззрение и нравственные принципы. Выделяются и описываются характерные для тувинского обрядового фольклора темы семьи, дома, родного края, природы и мотивы богатства, счастья, благополучия, будущего и прошлого, определяющие культурную идентичность тувинцев.
Благопожелания сопровождают семейно-бытовые, календарные, хозяйственные и промысловые обряды и несут положительную экспрессию. Обрядовые тексты демонстрируют связь с
архаичным религиозным сознанием и веру в духовную связь с потусторонним миром. В статье
выделены сакральные смыслы и символы, отражающие мифологические представления тувинцев. На основе изучения установлено, что в благопожеланиях (йөрээлдер), восхвалениях
(макталдар) и заклинаниях (чалбарыглар) наблюдается духовная общность этноса, демонстрируются представления о морально-этических ценностях, модели поведения, сформированные народом на протяжении длительного исторического периода. Подчеркивается, что
жанры обрядовой поэзии отражают ментальный мир тувинского этноса, сохраняют конституирующие элементы национальной идентичности. Работа имеет междисциплинарный характер,
затрагивает как вопросы фольклористики, так и лингвокультурологии.
Ключевые слова: тувинский обрядовый фольклор, благопожелание (йөрээлдер), восхваление (макталдар), заклинание (чалбарыглар).
Полный текст статьи (PDF)
Для цитирования: Просянникова О. И. Тувинский обрядовый фольклор как образец этнокультурной идентичности // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2024. Вып. 2 (18). С. 139–148. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-2-139-148
Список источников и литературы
1. Вайнштейн С. И. Тувинское шаманство. М.: Наука,1964. 12 с.
2. Гребнев Л. В. Тувинский героический эпос : (опыт ист.-этногр. анализа). М.: Изд-во вост. лит., 1960. 147 с.
3. Джарылгасинова Р. Ш. Введение. Календарные обычаи обряды в системе традиционной культуры // Календарные обряды и обычаи народов Восточной Азии. Годовой цикл. М.: Наука, 1989. С.3–12.
4. Донгак У. А. Тувинское стихосложение. Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 2006. 149 с.
5. Донгак С. Ч., Ондар А. У. Сакральные аспекты «белой пищи» у тувинских кочевников // Культура и цивилизация. 2019. Т. 9, № 2-А. С. 233–239.
6. Дьяконова В. П. Религиозные культы тувинцев // Памятники народов Сибири и Севера (вторая половина XIX – начало XX в.). Л.: Наука, 1977. С. 172–216. (Сборник МАЭ / АН СССР, т. 33).
7. Катанов Н. Ф. Фольклор саянских тюрков XIX века. Из собрания Н. Ф. Катанова. В 2 т. Т. 1: Народная поэзия тувинцев (урянхайцев), хакасов (абаканских татар), тафаларов (карагасов) / Сост., переводы, стихотв. перелож., лит. обраб., заключит. ст. и коммент. А. В. Преловского. М.: Новый ключ, 2003. 576 с.
8. Кенин-Лопсан М. Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Конец XIX – начало XX в. Новосибирск: Наука, 1987. 172 с.
9. Кенин-Лопсан М. Б. Тувинские шаманы. М.: Маска, 2009. 328 с.
10. Кенин-Лопсан М. Б. Алгыши тувинских шаманов : перевод автора с тувинского. Якутск: Бичик, 2017. 206 с.
11. Курбатский Г. Н. Тувинцы в своем фольклоре : историко-этнографические аспекты тувинского фольклора. Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 2001. 464 с.
12. Курбатский Г. Н. Тувинские праздники. Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 1973. 75 с.
13. Куулар Д. С. Тувинский фольклор в контексте центрально-азиатских устнопоэтических традиций : дис. … д-ра филол. наук в форме науч. докл. : 10.01.09 / Куулар Доржу Сенгилович. Улан-Удэ, 2000. 46 с.
14. Куулар Ч. Ч. Алгыш-йерээлдер // Тыва улустун аас чогаалы. Кызыл, 1976. С. 132-141.
15. Ламажаа Ч. К. Национальный характер тувинцев. СПб.: Нестор-история, 2018. 237 с.
16. Кыргыс З. К. Тувинские народные песни и обрядовая поэзия. Новосибирск: Сибирская горница, 2015. 429 с.
17. Монгуш Ч. В. Обряды как отражение традиционных верований тувинцев и хакасов в XIX – XX вв. : дис. … канд. ист. наук : 07.00.07 / Монгуш Чойгана Владимировна. Абакан, 2005. 202 с.
18. Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. Опыт сопоставления структур. М.: Вост. лит., 2004. 304 с.
19. Самдан З. Б. Миф в фольклорной традиции тувинцев: (формы бытования, сюжетный состав, система персонажей). Новосибирск: Наука, 2016. 178 с.
20. Тадышева Н. О. Отражение культа дерева в традиционном мировоззрении тюрков Саяно-Алтая // Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 51. С. 118–123.
21. Юша Ж. М. Обрядовая поэзия тувинцев: структура и семантика : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.01.09 / Юша Жанна Монгеевна. Улан-Удэ, 2005. 25 с.