Ерофеева Ирина Валерьевна
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания
Казанский федеральный университет
(г. Казань, Россия)
Пильгун Мария Александровна
доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник
Российский государственный социальный университет
(г. Москва, Россия)
DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-2-94-105
Аннотация. Статья посвящена реконструкции одной из наиболее значимых этических доминант средневекового сознания по материалам сохранившихся письменных источников с
опорой на исторические и литературоведческие данные. Формирование представления о любви в мировоззрении русского средневековья было важно для трансляции нравственных принципов недавно воспринятого христианского вероучения. Поэтому наиболее значимым в содержательной стороне данного понятия является любовь к Богу и приверженность
проповедуемым им принципам. Поскольку идейные установки православия находились в противоречии с социальными и политическими факторами внеязыковой действительности, их
пропаганда имела очень большое значение в идеологической сфере. Высокие этические принципы, среди которых любовь занимала одно их главенствующих мест, были важным средством
борьбы с грубостью и жестокостью феодального государства. Использование в качестве материала для исследования летописного текста позволяет представить картину мира человека
средневековья с наибольшей полнотой. Текст «Повести временных лет» содержит произведения разной тематической и жанрово-стилистической направленности, в которых слово любовь
реализует разные компоненты значения: от любви к Богу, как наиболее значимому воплощению данного чувства в этико-философской картине мире средневековья, до любви отеческой,
братской, дружеской. В контекстах исторического, документального, биографического характера смысловое содержание понятия «любовь» в древнерусском языке оказывается гораздо
ближе к понятию «дружба». В текстах договоров понятие «любовь» передает представление о
мире и согласии между народами. В средневековом тексте не получает отражение восприятие
любви как чувства привязанности, симпатии к другому человеку в связи с отсутствием индивидуализации характеров.
Ключевые слова: древнерусский язык, картина мира, средневековье, летопись, этика, философия, категории культуры.
Полный текст статьи (PDF)
Для цитирования: Ерофеева И. В., Пильгун М. А. Реконструкция этико-философского представления о любви в древнерусском языке (на материале летописного текста) // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2024. Вып. 2 (18). С. 94–105. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-2-94-105
Список источников и литературы
1. Адрианова-Перетц В. П. Человек в учительной литературе древней Руси // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 27: История жанров в русской литературе X – XVII вв. Л.: Наука, 1972. С. 3‒68.
2. Введение в философию / И. Т. Фролов [и др.]. М.: Республика, 2003. 623 с.
3. Вендина Т. И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка. М.: Индрик, 2002. 336 с.
4. Громов М. Н. Структура и типология русской средневековой философии. М.: Ин-т филос. РАН, 1997. 289 с.
5. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. 350 с.
6. Дмитриева Н. М., Линтовская Е. М. Этический смысл концепта «Любовь» в русской языковой картине мира (на материале словарей XI – XIX веков) // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 7 (195). С. 44‒49.
7. Ерофеева И. В. Функционально-семантические особенности производных субстантивов в текстах летописного жанра // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2: Языкознание. 2016. Т. 15, № 2. С. 53‒61.
8. Колесов В. В. Язык и ментальность. СПб.: Петербургское востоковедение, 2004. 240 с.
9. Колесов В. В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. 624 с.
10. Колесов В. В. Древняя Русь: наследие в слове. Мудрость слова. СПб.: Изд-во филол.фак-та СПбГУ, 2011. 480 с.
11. Корлякова А. В., Чебаков Р. К. Философия любви в историческом развитии // Система ценностей современного общества. 2014. № 38. С. 49‒53.
12. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970. 180 с.
13. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Худож. лит., 1971. 415 с.
14. Магомедов К. М. О степени богообразности и богоподобия человека в рациональной теологии // Исламоведение. 2014. № 4. С. 58‒65.
15. Марков В. М. Приставка вз- (воз-) в русском языке // Opera Slavica. 2001. Vol. 11 (4). P. 1‒5.
16. Повесть временных лет (ПВЛ) / подгот. текста, пер., ст. и коммент. Д. С. Лихачева; под ред. В. П. Адриановой-Перетц. СПб.: Наука, 1999. 668 с.
17. Словарь русского языка XI – XVII вв. / Ин-т рус. яз. РАН. М.: Наука, 1975-2015. Вып. 1-30.
18. Соловьев В. С. Смысл любви // Русская философия: история, источники, исследования : сайт. URL: https://philhist.spbu.ru/11-biblioteka/istochniki/150-solovev-v-s-smysllyubvi.html (дата обращения: 28.04.2024).
19. Ужанков А. Н. Стадиальное развитие русской литературы XI – первой трети XVIII века Теория литературных формаций. М.: Изд-во Лит. ин-та им. А. М. Горького, 2008. 528 с.
20. Ужанков А. Н. Картина мира древнерусского книжника. Категории русской средневековой культуры. М.: Ин-т Наследия, 2022. 212 с.