Красовская Нелли Александровна
доктор филологических наук, доцент, директор института русского языка как иностранного
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
(г. Тула, Россия)
DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-3-107-118
Аннотация. Предлагаемая статья поднимает актуальный вопрос о выборе коммуникативных стратегий и некоторых способах их реализации. Современное общество характеризуется
достаточно свободными коммуникативными практиками, которые реализуют разнообразные коммуникативные стратегии. На выбор и реализацию коммуникативных стратегий
накладывают отпечаток экстралингвистические факторы, особенности языковой личности
коммуникантов и, конечно, цели, которые ставит перед собой говорящий. В рамках настоящей статьи мы обращаемся к рассмотрению коммуникативных стратегий тренерапреподавателя, работающего со взрослыми посетителями школы танцев. Из основных стратегий мы выделили стратегию, связанную с обучением танцевальному искусству, стратегию
продвижения бизнеса, стратегию, направленную на создание психологического взаимодействия, психологического комфорта. Основными методами, к которым мы обращались при
проведении исследования, стали метод наблюдения и фиксации речений, метод направленной беседы, метод лингвистического анализа сообщений, размещенных в социальных сетях.
По разнообразию тактик и конкретных приемов, которые использует в своей речевой
практике тренер-преподаватель, мы определили, что первостепенной и главной для него
является в целом коммуникативная стратегия, направленная на обучение танцам. Коммуникативная стратегия, связанная с решением бизнес-задач, в основном проявляет себя в
опубликованных сообщениях и текстах в сетевой коммуникации. Стратегия, нацеленная на
установление психологического комфорта, психологического взаимодействия, в основном
проявляется в непосредственном межличностном общении, однако некоторые тактики, ее
реализующие, отмечаются и в сетевых публикациях. В целом коммуникативные стратегии
тренера-преподавателя, который работает со взрослыми, имеют комплексный характер, характеризуются эмоциональностью, гибкостью и конкретностью.
Ключевые слова: коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, тренерпреподаватель, сравнения, визуализация, движение.
Полный текст статьи (PDF)
Для цитирования: Красовская Н. А. Реализация коммуникативных стратегий тренерапреподавателя, работающего в группах взрослых // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2024. Вып. 3 (19). С. 107–118. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-3-107-118
Список источников и литературы
1. САЛЬСА | БАЧАТА | ТУЛА | Школа танцев CUBANA CLUB : офиц. группа // ВКонтакте : соц. сеть. URL: https://vk.com/cubaclubtula (дата обращения: 20.11.2024).
2. Дейк ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. 312 с.
3. Друзья, зачем вы расстраиваете Бибу?! // Школа танцев CUBANA CLUB : офиц. группа в соц. сети ВКонтакте. URL: https://vk.com/cubaclubtula?w=wall-84920363_6489. Дата публикации: 06.11.2024.
4. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: ЛКИ, 2008. 284 с.
5. Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. 175 с.
6. Копнина Г. А. Речевое манипулирование. М.: Флинта, 2024. 172 с.
7. Кравец М. А. Коммуникативная стратегия: систематизация определений, подходы к разработке // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Экономика и управление. 2013. № 1 C. 149–153.
8. Красовская Н. А. Стикеры как часть сетевой коммуникации // Языковая личность и эффективная коммуникация в современном поликультурном мире : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти Д. О. Половцева. Минск: Изд-во БГУ, 2021. С. 27–31.
9. Михалева О. Л. Политический дискурс: специфика манипулятивного воздействия. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 256 с.
10. Молявина Е. А. Коммуникативная стратегия: природа, классификация и прагматика // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2022. Вып. 7. C. 94–98.
11. Муравлева В. Р. Прагмалингвистические особенности коммуникативной ситуации «информационная война» (на материале печатных текстов СМИ) : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Муравлёва Валерия Романовна. М., 2021. 275 с.
12. Приказ Минтруда России от 24.12.2020 N 952н "Об утверждении профессионального стандарта "Тренер-преподаватель" : (с изм. на 30 августа 2023 года) // Консорциум Кодекс : электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/573421625 (дата обращения: 18.11.2024).
13. Редько Г. В., Еремеева А. А. Коммуникативная стратегия как стратегия понимания и интерпретации смысла // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. 2017. Вып. 4. С. 108–113.
14. Устинова О. М., Кетриш Е. В. Стили педагогического общения тренеров детских команд и их влияние на психологическое здоровье детей // Проблемы качества физкультурнооздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций : сб. материалов 14-й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 4 апреля 2023 г., г. Екатеринбург. Екатеринбург: РГППУ, 2023. С. 184–187.
15. Харченко В. К. Язык руководителя социальной группы, или «Танцы под дождем». М.: ИНФРА-М, 2023. 148 с.
16. Хэллоуин // Школа танцев CUBANA CLUB : офиц. группа в соц. сети ВКонтакте. URL: https://vk.com/cubaclubtula?w=wall-84920363_6491. Дата размещения: 06.11. 2024.
17. Чарыкова И. А. Коммуникативные стратегии и тактики речевого поведения участников российского сегмента социальных сетей : дис. … канд. филол. наук : 10.02.01 / Чарыкова Ирина Анатольевна. Ростов-на-Дону, 2022. 201 с.
18. Шпомер Е. А. Коммуникативные стратегии и тактики как фактор эффективной коммуникации // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2013. № 4. С. 109–112.