Гребельник Татьяна Владимировна
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки и речевые коммуникации»
Астраханский государственный технический университет
(г. Астрахань, Россия)
DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-3-98-106
Аннотация. Цель данной статьи – выявление коммуникативных тактик и коммуникативных ходов, с помощью которых в мессенджер-коммуникации на русском языке реализуется кооперативная стратегия, а также определение языковых маркеров данных тактик. В качестве
материала исследования привлекались электронные сообщения из групповых (родительских)
чатов мессенджера Telegram. Всего было проанализировано свыше 500 сообщений, отправленных разными интернет-пользователями. Среди методов исследования были выбраны лингвопрагматический анализ и контекстуальный анализ коммуникативно-прагматических ситуаций
в мессенджер-сообществах. Кооперативная стратегия, будучи направленной на снятие потенциальных противоречий между адресантом и его аудиторией, обладает характерными особенностями: а) с точки зрения коммуникативного поведения говорящего: акцентирование благих
намерений и проявление сопереживания, использование различных способов демонстрации
положительного отношения, установка на диалог; б) с точки зрения речевого оформления высказывания: употребление «смягчительных» форм, исключение категоричности в словах и выражениях, положительная оценочность. В статье выделены следующие коммуникативные тактики стратегии кооперации: тактика согласия (включая согласие-одобрение, согласиеподтверждение, согласие-решение и согласие-принятие), тактика проявления сочувствия
(объективируется посредством реактивных стереотипных реплик), тактика привлечения внимания, тактика смены темы и тактика убеждения. Разворачивание тактики убеждения происходит с помощью таких коммуникативных ходов, как апелляция к положительному опыту,
апелляция к разуму и указание на путь решения проблемы. Востребованность данных коммуникативных тактик в рамках кооперативной стратегии объясняется предметно-тематической
областью общения в родительских чатах. Отмечено, что коммуникативная стратегия сотрудничества предполагает социальную перцепцию, одна из функций которой – организация совместной деятельности в процессе обсуждения актуальных для родительских чатов тем.
Ключевые слова: коммуникация через мессенджер, речевое воздействие, стратегия сотрудничества, коммуникативная тактика, коммуникативный ход.
Полный текст статьи (PDF)
Для цитирования: Гребельник Т. В. Особенности реализации кооперативной стратегии в групповой мессенджер-коммуникации // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2024. Вып. 3 (19). С. 98–106. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-3-98-106
Список источников и литературы
1. Голоднов А. В. Персуазивная стратегия текстообразования в риторическом метадискурсе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2008. № 4-2 (18). С. 113–125.
2. Горошко Е. И., Землякова Е. А. Полиформатный мессенджер как жанр 2.0 (на примере мессенджера мгновенных сообщений Telegram) // Жанры речи. 2017. № 1 (15). С. 92–100.
3. Дейк Т. А. ван. Язык, познание, коммуникация. М.: Прогресс, 1989. 310 с.
4. Иванова Ю. М. Стратегии речевого воздействия в жанре предвыборных теледебатов : дис. … канд. филол. наук : 10.02.19 / Иванова Юлия Михайловна. Волгоград, 2003. 137 с.
5. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: УРСС, 2003. 284 с.
6. Клюев Е. В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. 320 с.
7. Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М.: Наука, 1984. 173 с.
8. Малышева О. П. Коммуникативные стратегии и тактики в публичных выступлениях (на материале речей американских и британских политических лидеров) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 96. С. 206–209.
9. Малюкова Д. С. О примерах использования тактик манипулирования в современном медийном дискурсе // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 347. С. 24–27.
10. Паршина О. Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России: монография / под ред. О. Б. Сиротининой. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2004. 195 с.
11. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001. 252 с.
12. Сусов И. П. Личность как субъект языкового общения // Личностные аспекты языкового общения : межвуз. сб. науч. тр. Калинин: Калининский ун-т, 1989. С. 25–28.
13. Тарасова И. П. Структура личности коммуниканта и речевое воздействие // Вопросы языкознания. 1993. № 5. С. 70–82.
14. Шелестюк Е. В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования : монография. М.: Флинта : Наука, 2014. 344 с.
15. Schoeberle W. Argumentieren Bewerten – Manipulieren. Eine Untersuchung linguistischer Kommunikationstheorie am Beispiel von Texten undvon Text-Bild-Zusammenhaengen aus der britischen Fernsehwerbung. Heidelberg: Julius Groos Verlag, 1984. 326 s.