ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

ЛИНГВОРЕГИОНОВЕДЕНИЕ В АСПЕКТЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО (НЕКОТОРЫЕ ОБОБЩЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ)


Красовская Нелли Александровна

доктор филологических наук, доцент, директор института русского языка как иностранного

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

(г. Тула, Россия)


DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-4-193-204


Аннотация. В предлагаемой статье автор обращается к одному из важных вопросов, связанных с изучением лингвистического потенциала региона. Мы считаем уже известным в дидактике фактом обращение к региональным лингвистическим особенностям при изучении русского языка в школе и вузе носителями языка. Но в методике преподавания русского языка как иностранного долгое время речь шла только об изучении лингвострановедения в целом. Однако в последние десятилетия лингвисты, педагоги, методисты все активнее говорят о том, что без обращения к особенностям изучения лингвистического своеобразия региона студентаминостранцам очень сложно на должном уровне сформировать у себя коммуникативную, культурологическую компетенции, сложно пройти все этапы социокультурной адаптации. Обращение к разным сторонам лингворегионоведения существенным образом может обогатить студента-иностранца, сделать его пребывание в России особенно на первом этапе более комфортным и интересным. Следует также говорить о том, что изучение лингворегионоведения – это прекрасный шаг к усвоению большого и интересного объема информации, связанного с культурой и историей конкретного региона России. Если же принять во внимание культурное и языковое многообразие Российской Федерации, то, конечно, можно утверждать, что, знакомясь с каждым отдельным регионом, студенты более глубоко узнают всю страну с ее традициями, языками, историей. Автор статьи делится результатами своей работы в том, как удачнее преподнести студентам-иностранцам сведения лингворегиональной направленности, на какие возможные содержательные блоки можно разделить подобную информацию. Помимо этого, в статье уделено внимание вопросу обращения к изучению лингворегионоведения в том случае, если студенты не находятся в стране изучаемого языка, а также если студенты, изучающие русский язык, сами являются носителями иного славянского языка.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, лингворегионоведение, культура региона, история региона, онимы, диалекты, региолекты.

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Красовская Н. А. Лингворегионоведение в аспекте изучения русского языка как иностранного (некоторые обобщения опыта работы) // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2024. Вып. 4 (20). С. 193–204. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-4-193-204

Список источников и литературы

1. Антонова Л. Н. Лингвострановедческий аспект преподавания РКИ с учетом регионального компонента (на примере Республики Саха (Якутия)) : дис. … канд. филол. наук : 5.8.2 / Антонова Лина Николаевна. М., 2022. 21 с.
2. Вербицкая Л. А. РОПРЯЛ на современном этапе: проблемы, перспективы, задачи // Мир русского слова. 2018. № 4. С. 5–10.
3. Игнатович Т. Ю., Бикмирова Ю. В. Лингворегионоведение в преподавании русского языка как иностранного в рамках магистерской образовательной программы // Мир русского слова. 2020. № 3. С. 86–90.
4. Красовская Н. А. Актуальность фольклорного материала на занятиях по РКИ в сербской аудитории // Молодёжь и духовное наследие эпохи: культура, артефакты, ценности : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (г. Тула, 24–25 апр. 2023 г.). Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2023. С. 52–55. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54495050&pff=1.
5. Красовская Н. А. Использование потенциала текстов русских песен при обучении русскому как иностранному в сербской аудитории // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2023. № 3/2. С. 8–10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ujpxir .
6. Красовская Н. А. Лингвистическая база модели подготовки преподавателя русского как иностранного в инославянском окружении // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2023. Вып. 4 (16). С. 141–150. URL: http://tulavestnik.ru/archive/vipusk_16/141/ .
7. Митрофанова О. Д., Костомаров В. Г. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Рус. язык, 1990. 268 с.
8. Модель непрерывной подготовки преподавателя РКИ : учеб.-метод. материалы / отв. ред. Н. А. Красовская; авт.-сост. Л. Б. Барулина [и др.]. Тула: Тул. полиграфист 1, 2023. 71 c.
9. Разговараjмо о Русиjи, разговараjмо о русском jезику=Поговорим о России, поговорим о русском языке: Модель непрерывной подготовки преподавателя РКИ : учеб. пособие. Тула: Тул. полиграфист 1, 2024.
10. Тексты современных российских авторов на уроках РКИ : учеб. пособие для владеющих русским языком на уровне В-1–В-2 / отв. ред. Н. А. Красовская; авт.-сост. Л. Б. Барулина [и др.]. Тула: Тул. полиграфист 1, 2023. 153 с.
11. Трембовецкий И. В., Евтюгина А. А. Лингворегионоведческий словарь в методике преподавания русского языка как иностранного // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. 2020. № 9. С. 144–150. Электрон. копия печ. публ. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/32267/1/sprz_2020_9_019.pdf (дата обращения: 01.12.2024). Доступна в Электронном архиве Российского государственного профессионально-педагогического университета.
12. Чупановская М. Н., Маклакова Т. Б. Региональный компонент на занятиях по русскому языку как иностранному (лингвокультурный комментарий краеведческого материала Иркутской области) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12, вып. 3. C. 348–352.