Красовская Нелли Александровна
доктор филологических наук, доцент, директор института русского языка как иностранного
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
(г. Тула, Россия)
DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-4-193-204
Аннотация. В предлагаемой статье автор обращается к одному из важных вопросов, связанных с изучением лингвистического потенциала региона. Мы считаем уже известным в дидактике фактом обращение к региональным лингвистическим особенностям при изучении русского языка в школе и вузе носителями языка. Но в методике преподавания русского языка как
иностранного долгое время речь шла только об изучении лингвострановедения в целом. Однако в последние десятилетия лингвисты, педагоги, методисты все активнее говорят о том, что
без обращения к особенностям изучения лингвистического своеобразия региона студентаминостранцам очень сложно на должном уровне сформировать у себя коммуникативную, культурологическую компетенции, сложно пройти все этапы социокультурной адаптации.
Обращение к разным сторонам лингворегионоведения существенным образом может обогатить студента-иностранца, сделать его пребывание в России особенно на первом этапе более
комфортным и интересным.
Следует также говорить о том, что изучение лингворегионоведения – это прекрасный шаг к
усвоению большого и интересного объема информации, связанного с культурой и историей
конкретного региона России. Если же принять во внимание культурное и языковое многообразие Российской Федерации, то, конечно, можно утверждать, что, знакомясь с каждым отдельным регионом, студенты более глубоко узнают всю страну с ее традициями, языками, историей.
Автор статьи делится результатами своей работы в том, как удачнее преподнести студентам-иностранцам сведения лингворегиональной направленности, на какие возможные содержательные блоки можно разделить подобную информацию. Помимо этого, в статье уделено
внимание вопросу обращения к изучению лингворегионоведения в том случае, если студенты
не находятся в стране изучаемого языка, а также если студенты, изучающие русский язык, сами являются носителями иного славянского языка.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, лингворегионоведение, культура региона, история региона, онимы, диалекты, региолекты.
Полный текст статьи (PDF)
Для цитирования: Красовская Н. А. Лингворегионоведение в аспекте изучения русского языка как иностранного (некоторые обобщения опыта работы) // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2024. Вып. 4 (20). С. 193–204. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-4-193-204
Список источников и литературы
1. Антонова Л. Н. Лингвострановедческий аспект преподавания РКИ с учетом регионального компонента (на примере Республики Саха (Якутия)) : дис. … канд. филол. наук : 5.8.2 / Антонова Лина Николаевна. М., 2022. 21 с.
2. Вербицкая Л. А. РОПРЯЛ на современном этапе: проблемы, перспективы, задачи // Мир русского слова. 2018. № 4. С. 5–10.
3. Игнатович Т. Ю., Бикмирова Ю. В. Лингворегионоведение в преподавании русского языка как иностранного в рамках магистерской образовательной программы // Мир русского слова. 2020. № 3. С. 86–90.
4. Красовская Н. А. Актуальность фольклорного материала на занятиях по РКИ в сербской аудитории // Молодёжь и духовное наследие эпохи: культура, артефакты, ценности : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (г. Тула, 24–25 апр. 2023 г.). Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2023. С. 52–55. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54495050&pff=1.
5. Красовская Н. А. Использование потенциала текстов русских песен при обучении русскому как иностранному в сербской аудитории // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2023. № 3/2. С. 8–10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ujpxir .
6. Красовская Н. А. Лингвистическая база модели подготовки преподавателя русского как иностранного в инославянском окружении // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2023. Вып. 4 (16). С. 141–150. URL: http://tulavestnik.ru/archive/vipusk_16/141/ .
7. Митрофанова О. Д., Костомаров В. Г. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Рус. язык, 1990. 268 с.
8. Модель непрерывной подготовки преподавателя РКИ : учеб.-метод. материалы / отв. ред. Н. А. Красовская; авт.-сост. Л. Б. Барулина [и др.]. Тула: Тул. полиграфист 1, 2023. 71 c.
9. Разговараjмо о Русиjи, разговараjмо о русском jезику=Поговорим о России, поговорим о русском языке: Модель непрерывной подготовки преподавателя РКИ : учеб. пособие. Тула: Тул. полиграфист 1, 2024.
10. Тексты современных российских авторов на уроках РКИ : учеб. пособие для владеющих русским языком на уровне В-1–В-2 / отв. ред. Н. А. Красовская; авт.-сост. Л. Б. Барулина [и др.]. Тула: Тул. полиграфист 1, 2023. 153 с.
11. Трембовецкий И. В., Евтюгина А. А. Лингворегионоведческий словарь в методике преподавания русского языка как иностранного // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. 2020. № 9. С. 144–150. Электрон. копия печ. публ. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/32267/1/sprz_2020_9_019.pdf (дата обращения: 01.12.2024). Доступна в Электронном архиве Российского государственного профессионально-педагогического университета.
12. Чупановская М. Н., Маклакова Т. Б. Региональный компонент на занятиях по русскому языку как иностранному (лингвокультурный комментарий краеведческого материала Иркутской области) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12, вып. 3. C. 348–352.