ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

ПРОБЛЕМА ТИПОЛОГИИ ТЕКСТОВ ТУЛЬСКОГО ПОМОРЦА-НАЧЕТЧИКА Д. В. БАТОВА


Соколов Александр Владимирович

аспирант, ассистент кафедры истории и археологии

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

(г. Тула, Россия)


DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-4-42-53


Аннотация. Целью статьи является комплексный анализ текстов, изданных тульским поморским начетчиком Д. В. Батовым. Для достижения поставленной цели автор проанализировал 50 из 300 работ поморского начетчика. Было выделено две группы текстов: словословные и полемические. Словословные тексты были представлены в виде нот крюкового пения и отдельных молитв. Полемические тексты Д. В. Батова отличают по целевому назначению, в ходе исследования было выделенно четыре типа текста этой категории: напрямую направленные против «господствующей церкви» и единоверия, историософские, отстаивающие отдельные догматические позиции поморского согласия и направленные на представителей белокриницкого согласия. Отметим, что нарратив Д. В. Батова строился таким образом, чтобы подтвердить верность старообрядческого религиозного пути. Зачастую его тексты обосновывали скорее верность направления не столько поморского согласия, сколько старообрядческого в принципе. Строились же его тексты преимущественно как тезис или же антитезис, за которым следовал набор аргументов, его подтверждающих. В своей аргументации Дионис Васильевич как обращался к столпам веры, так и использовал работы светских авторов, в том числе представителей инорелигиозных групп. Особый пласт составляют переиздания Д. В. Батова. Можно сказать, что он по-разному относился к переиздаваемым материалам, отдельные работы он мог в принципе не менять, даже если они противоречили его религиозным установкам, другие же он переделывал таким образом, чтобы они представляли из себя апологию поморского религиозного понимания мира. Основным выводом исследования является то, что тексты Д. В. Батова, несмотря на следование четкой старообрядческой парадигме, имели заметное жанровое разнообразие.
Ключевые слова: поморцы, «господствующая церковь», Д. В. Батов, старообрядческая книжность, полемические сочинения.

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Соколов А. В. Проблема типологии текстов тульского поморцаначетчика Д. В. Батова // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2024. Вып. 4 (20). С. 42–53. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-4-42-53

Список источников и литературы

1. Богданов А. П. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом. М.: Политиздат, 1990. 480 с.
2. Государственное учреждение «Государственный архив Тульской области» (далее – ГУ ГАТО) Ф. 3 Оп. 7 Д. 4943.
3. ГУ ГАТО Ф. 664 Оп. 1 Д. 31.
4. ГУ ГАТО Ф. 664 Оп. 1 Д. 32.
5. ГУ ГАТО Ф. 664 Оп. 1 Д. 33.
6. ГУ ГАТО Ф. 664 Оп. 1 Д. 34.
7. ГУ ГАТО Ф. 664 Оп. 1 Д. 35.
8. ГУ ГАТО Ф. 664 Оп. 1 Д. 36.
9. ГУ ГАТО Ф. 664 Оп. 1 Д. 37.
10. ГУ ГАТО Ф. 664 Оп. 1 Д. 42.
11. ГУ ГАТО Ф. 664 Оп. 1 Д. 44.
12. ГУ ГАТО Ф. 664 Оп. 1 Д. 45.
13. ГУ ГАТО Ф. 664 Оп. 1 Д. 47.
14. ГУ ГАТО Ф. 664 Оп. 1 Д. 48.
15. ГУ ГАТО Ф. 664 Оп. 1 Д. 49.
16. ГУ ГАТО Ф. 664 Оп. 1 Д. 50.
17. ГУ ГАТО Ф. 664 Оп. 1 Д. 51.
18. ГУ ГАТО Ф. 664 Оп. 1 Д. 52.
19. ГУ ГАТО Ф. 664 Оп. 1 Д. 54.
20. ГУ ГАТО Ф. 664 Оп. 1 Д. 57.
21. Есипова В. А. Старообрядческие гектографированные издания: к вопросу о технике тиражирования, формате и целевом назначении // Вестник ЕДС. 2017. №3 (19). С. 169–186.
22. Казанцева Т. Г. Старообрядческое сочинение о темпе знаменного распева и реалии современной литургической практики // Вестник ПСТГУ. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. №3 (19). С. 130–144.
23. Казанцева Т. Г. Старообрядческие гектографированные издания певческих книг знаменной нотации // Книга: Сибирь – Евразия: труды I Международного научного конгресса. Т. 2. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2016. С. 48–58.
24. Куприянова И. В. Старообрядчество Алтая в условиях радикальной трансформации Российского общества (конец XIX – первая треть XX века): дис. … док. ист. наук: 07.00.02. Барнаул, 2018. 583 с.
25. Мицук А. А. Православные миссионеры и старообрядческие сообщества переселенческих деревень Западной Сибири: практики социальной коммуникации (конец XIX – начало ХХ вв.): дис. кад. ист. наук: 05.06.01 Томск, 2023. 226 с.
26. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (далее – ОР РГБ) Ф. 17 Т. 1 Д. 108.
27. ОР РГБ Ф. 579 Т. 1 № 77.
28. ОР РГБ Ф. 579 Т. 1 № 107.
29. ОР РГБ Ф. 579 Т. 1 № 108.
30. ОР РГБ Ф. 579 Т. 1 № 109.
31. ОР РГБ Ф. 579 Т. 2 № 202.
32. ОР РГБ Ф. 579 Т. 2 № 271.
33. ОР РГБ Ф. 579 Т. 2 № 289.
34. ОР РГБ Ф. 579 Т. 2 № 316.
35. ОР РГБ Ф. 579 Т. 2 № 338.
36. Палкин А. С. Отношение старообрядцев поморского согласия к единоверию: (на примере полемических сочинений И. И. Зыкова и Д. В. Батова из собрания Древлехранилища ЛАИ УрФУ) // Информационное обеспечение науки: новые технологии. Екатеринбург, 2012. С. 372–376.
37. Прокуратова Е. В. Книжная и литературная традиция крестьян-старообрядцев Удорского края в конце XVIII – XX в.: дис. фил. наук: 10.01.01 Сыктывкар, 2002. 374 с.
38. Скворцов Д. И. Тульский поморский настоятель Денис Васильевич Батов // Тульские епархиальные ведомости. 1911. №3/4. С. 69–76.
39. Соколов А. В. Старовер с гектографом: жизнь Дениса Батова как феномен пореформенного старообрядчества // Старообрядчество: история, культура, современность. 2019. №18. С. 241–244.
40. Старообрядческие гектографированные издания Библиотеки Российской академии наук / авт.- сост. Н.Ю. Бубнов. СПб: БАН, 2012. 460 с.
41. Флоренский П. А. Мнимости в геометрии М.: Поморье, 1922. 69 с.