Праско Максим Викторович
аспирант кафедры современного русского языка и методики его преподавания
Новосибирский государственный педагогический университет
(г. Новосибирск, Россия)
DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2025-1-122-133
Аннотация. В статье рассматривается проблема вариативности жанра аннотации и выявляется роль идеологического компонента содержания в вариантах аннотаций, функционирующих в позднесоветском и современном издательском дискурсе. Материалом для анализа послужили 100 прикнижных аннотаций к произведениям отечественной литературы XX в.,
входящих в соцреалистический канон («Мать» Максима Горького, «Поднятая целина» М. А. Шолохова, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского, «Молодая гвардия» А. А. Фадеева и др.). В исследовании использовались общенаучные методы (анализ, сравнение, обобщение) и методы
дискурсивного и лингвопрагматического анализа. Полученные результаты свидетельствуют,
что аннотация как жанр издательского дискурса претерпела значительные изменения в композиционно-содержательной структуре под влиянием трансформации общественных ценностей. Так, было установлено, что в советских прикнижных аннотациях к литературнохудожественным изданиям представлены минимальные сведения об авторах, дана обобщенная характеристика произведения, которая раскрывает в основном его идеологическую
направленность, а не событийное содержание. Изобилие идеологических штампов ограничивает языковое разнообразие и оригинальность текста аннотаций, которые в итоге становятся
одним из инструментов формирования идеологической картины мира. В свою очередь, современные издательские аннотации демонстрируют гибкость в подходах к характеристике произведений советской литературы: акцент в них смещается с идеологической оценки на более
широкий контекст, включающий в себя биографические сведения об авторах, сюжетные линии
и психологические характеристики персонажей. Это позволяет формировать читательский интерес и эмоциональный отклик и обеспечивает выполнение воздействующей функции. В целом исследование показало, что вариативность аннотации в издательском дискурсе обусловлена не только преобразованиями в книжной отрасли, но и сменой идеологического контекста.
Ключевые слова: аннотация, жанр, издательский дискурс, вариативность жанра, идеологический компонент, идеологическая оценка.
Полный текст статьи (PDF)
Для цитирования: Праско М. В. Внутридискурсивная вариативность издательской аннотации в диахронном аспекте: фактор идеологического компонента содержания // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2025. Вып. 1 (21). С. 122–133. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2025-1-122-133
Список источников и литературы
1. Агаркова О. А., Макшанова Т. В. Эволюция прикнижной аннотации // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 593–595.
2. Беклешов Д. Реклама книг сегодня. М.: Книга, 1986. 208 с.
3. Большая советская энциклопедия / гл. ред. С. И. Вавилов. 2-е изд. Т. 2: Акты – Ариетта. М.: БСЭ, 1950. 652 с.
4. Большая советская энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. Т. 2: Ангола – Барзас. М.: Сов. энцикл., 1970. 631 с.
5. Бугрова Е. Д. Эволюция жанра аннотаций к переводной массовой литературе // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2013. № 2 (114). С. 82–88.
6. Васильева Н. В. Текст на обложке книги: место в классификации вторичных текстов // Информационная структура текста : сб. статей. М.: ИНИОН РАН, 2018. С. 169–182.
7. Викулова Л. Г. Издательский дискурс в системе общения «автор – издатель – читатель» // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2012. № 2s (18). С. 63–69.
8. Горький М. Мать. М.: Современник, 1977. 318 с.
9. Горький М. Мать. М.: Современник, 1983. 288 с.
10. Горький М. Мать. М.: Сов. Россия, 1985. 301 с.
11. Горький М. Мать. СПб.: Азбука : Азбука- Аттикус, 2018. 384 с.
12. Горький М. Мать. М.: АСТ, 2023. 416 с.
13. Горький М. Мать. М.: Эксмо, 2024. 384 с.
14. ГОСТ 7.86–2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Общие требования к издательской аннотации. М.: ИПК Изд-во стандартов, 2004. 6 с.
15. ГОСТ 7.9–77. Система информационно-библиографической документации. Реферат и аннотация. М.: Гос. комитет стандартов Совета министров СССР, 1978. 8 с.
16. ГОСТ 7.9–77. Система информационно-библиографической документации. Реферат и аннотация (с изменением, утвержденным в феврале 1981 г.) // Стандарты по библиотечному делу и библиографии. М.: Изд-во стандартов, 1985. С. 100–105.
17. Дементьев В. В. Жанры в меняющемся мире: креационистские потенции речевых жанров и эпистемологические потенции теории речевых жанров // Жанры речи. 2019. № 1 (21). С. 6–21.
18. Зоидзе Э. А. Аттрактивность книгоиздательского дискурса // Актуальные вопросы англистики и методики преподавания русского языка как иностранного : сб. науч. статей. Вып. 2. М.: Языки народов мира, 2023. С. 197–206.
19. Зоидзе Э. А. Текст на обложке книги: о сущности жанра аннотации // Научный диалог. 2024. Т. 13, № 2. С. 73–95.
20. Кантурова М. А., Стексова Т. И. Производность и вариативность речевых жанров : монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. 128 с.
21. Книговедение : энцикл. словарь / гл. ред. Н. М. Сикорский. М.: Сов. энцикл., 1982. 664 с.
22. Лаевская Т. Е. Вторичный жанр «издательская аннотация»: типология, функции, дискурсивные контакты : монография. Мозырь: Изд-во МГПУ им. И. П. Шамякина, 2021. 104 с.
23. Осипов В. О., Демьянова А. М., Осипова А. С. Основы библиографии и изучения книги : учебник для учащихся книготорговых техникумов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Книга, 1989. 224 с.
24. Островский Н. А. Как закалялась сталь. М.: ДОСААФ, 1976. 384 с.
25. Островский Н. А. Как закалялась сталь. Л.: Лениздат, 1976. 360 с.
26. Островский Н. А. Как закалялась сталь. М.: Худож. лит., 1982. 382 с.
27. Островский Н. А. Как закалялась сталь. Пермь: Пермское кн. изд-во, 1982. 362 с.
28. Островский Н. А. Как закалялась сталь. М.: Современник, 1984. 335 с.
29. Островский Н. А. Как закалялась сталь. Киев: Веселка, 1986. 347 с.
30. Островский Н. А. Как закалялась сталь. М.: Сов. Россия, 1987. 300 с.
31. Островский Н. А. Как закалялась сталь. М.: АСТ, 2017. 512 с.
32. Островский Н. А. Как закалялась сталь. М.: АСТ, 2020. 384 с.
33. Островский Н. А. Как закалялась сталь. М.: Вече, 2022. 416 с.
34. Островский Н. А. Как закалялась сталь. М.: АСТ, 2023. 448 с.
35. Островский Н. А. Как закалялась сталь. М.: Эксмо, 2023. 416 с.
36. Островский Н. А. Как закалялась сталь. СПб.: Азбука, 2024. 448 с.
37. Праско М. В. Композиционно-структурная вариативность речевого жанра аннотации в издательском дискурсе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2024. № 2. С. 200–207.
38. Ухова Л. В. «Продвигающий текст»: понятие, особенности, функции // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 3. С. 71–82.
39. Хасанова О. О., Каримова А. Ф. Аннотация как жанр книжной рекламы // Славянские чтения – 2023 : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., посвящ. Году педагога и наставника (Стерлитамак, 24–25 мая 2023 г.). Стерлитамак: Стерлитамакский филиал УУНиТ, 2023. С. 75–78.
40. Чупрына О. Г. Обложечная аннотация как продвигающий текст // Иностранные языки в высшей школе. 2020. № 3 (54). С. 105–114.
41. Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М.: Новое лит. обозрение, 2014. 644 с.