Романов Дмитрий Анатольевич
доктор филологических наук, профессор, руководитель Центра русского языка и региональных лингвистических исследований
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
(г. Тула, Россия)
DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2025-1-146-158
Аннотация. «Воспоминания» В. В. Вересаева рассматриваются с точки зрения их лингвистических характеристик и с позиции их возможного использования в дидактических пособиях по
русскому языку и стилистике для школьников. Будучи ценным источником наблюдений над
преобразованиями отечественного языка и литературного стиля рубежа XIX – XX вв., текст
«Воспоминаний» Вересаева может служить как сугубо научным, так и учебным целям.
Он вписан в традицию российского биографического повествования о ребенке и подростке,
заложенную Л. Н. Толстым и продолженную писателями-классиками второй половины позапрошлого столетия (С. Т. Аксаковым, Н. Г. Гариным-Михайловским и др.). Текст отвечает всем
канонам жанра и оформлен с использованием традиционных композиционных приемов и языковых средств точного воспроизведения психологических особенностей нарратора детского и
подросткового возраста. В его лексическом составе отражены социальные характеристики
провинциальной дворянской интеллигенции дореволюционной России, особенности региональной разновидности русского языка, интеллигентского просторечия и многие яркие речевые черты эпохи 1870–1880-х гг.
Идиостиль Вересаева отражает не только его социальное происхождение и высокий уровень
полученного образования, но и специфику его литературной деятельности, начавшейся достаточно рано. Много занимаясь переводам, писатель оттачивал синтаксические черты своего художественного мастерства. Именно поэтому языковая ткань «Воспоминаний» отличается разнообразием конструктивных особенностей, частотным применение риторических фигур и их
комбинаций, целенаправленным варьированием порядка слов.
Нормативный характер лексического и грамматического оформления текста Вересаева делает его потенциальным источником обучающих заданий для современных школьников. Ненавязчивая дидактичность стиля, занимательность содержания, историко-краеведческий компонент «Воспоминаний» позволяет успешно включать их отдельные композиционные
фрагменты в образовательный процесс.
Ключевые слова: лингвистика, лингводидактика, текст, жанр, идиостиль, психологизм, композиция, лексика, синтаксис, риторические фигуры.
Полный текст статьи (PDF)
Для цитирования: Романов Д. А. «Воспоминания» В. В. Вересаева как лингвистический и лингводидактический источник // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2025. Вып. 1 (21). С. 146–158. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2025-1-146-158
Список источников и литературы
1. Беднарская Л. Д. О развитии синтаксических идей А. Н. Карпова в XXI веке // Тульский научный вестник. Сер.: История. Языкознание. 2024. Вып. 4 (20). С. 139–149. URL: http://tula-vestnik.ru/archive/vipusk_20/139/ (дата обращения: 25.01.2025).
2. Большой академический словарь русского языка. Т. 23. М.; СПб.: Наука, 2014. 735 с.
3. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2003. 1535 с.
4. Вересаев В. В. Воспоминания // Сочинения : в 4 т. Т. 4. М.: ОГИЗ, 1948. С. 5–362.
5. Виноградов В. В. История слов. М.: Ин-т рус. языка РАН, 1999. 1138 с.
6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 3. Репр. воспроизведение изд. 1907 г. М.: Терра, 1994. 1782 с.
7. Карпов А. Н. Поликомпонентные единства русской эмфатической речи : учеб. пособие. Тула: Тул. пед. ин-т, 1981. 81 с.
8. Ковтунова И. И. Порядок слов в русском литературном языке XVIII – первой трети XIX в. Пути становления современной нормы. М.: Наука, 1969. 232 с.
9. Левашов Е. А. История слов русского литературного языка XVIII – XX века. СПб.: Нестор-История, 2008. 230 с.
10. Михельсон М. И. Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. В 2 т. Т. 2. Репр. воспроизведение изд. 1912 г. М.: Терра, 1994. 779 с.
11. Сводный словарь современной русской лексики / под ред. Р. П. Рогожниковой. В. 2 т. Т. 2. М.: Рус. язык, 1991. 740 с.
12. Словарь иностранных слов и выражений / сост. Е. С. Зенович. М.: Олимп, 2002. 780 с.
13. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. В 4 т. Т. 4. М.: ОГИЗ, 1940. 1500 с.
14. Фразеологический словарь русского литературного языка / сост. А. И. Федоров. В 2 т. Т. 2. М.: Цитадель, 1997. 396 с.
15. Чичерин А. В. Очерки по истории русского литературного стиля. М.: Худож. лит., 1977. 445 с.