Поречная Виктория Игоревна
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков
Юго-Западный государственный университет
(г. Курск, Россия)
DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2025-1-159-171
Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования тропеического употребления глагола с пространственной семантикой «сидеть» в художественной и публицистической сферах функционирования, а также в электронной коммуникации. Цель исследования:
изучение наличия / отсутствия признака неизменности, фиксированности у позиционного глагола «сидеть» в составе гиперболы, а также изменения / сохранения у данного глагола пространственной семантики в результате действия механизма метафоризации. В результате взаимодействия индивида с окружающей реальностью формируются перцептивные образы,
которые являются основой процесса метафоризации. В данном исследовании рассматривается
их вербализация посредством гипербол. Одним из наиболее значимых элементов процесса метафоризации в рассматриваемом случае является приобретение индивидом новых видов опыта, обусловленных изменением социально-политических, культурно-исторических, а также
экономических условий жизни. Указанное обстоятельство наиболее репрезентативно в художественной сфере функционирования рассматриваемого вида гипербол, исследуемых в данной
работе. Доказано, что гипербола, элементом которой является глагол с пространственной семантикой «сидеть», может функционировать как самостоятельный троп, а также вступать во
взаимодействие с другими его видами (в данной работе ‒ с олицетворением, метафорой и
сравнением). Анализ представленного языкового материала позволил установить, что в результате действия когнитивного механизма метафоризации в составе гиперболы пространственное значение лексемы «сидеть» и ее форм меняется на непространственное. Результаты
исследования значения позиционного глагола «сидеть» в составе гиперболы указывают на
идентичность семантической доминанты признака фиксированности, неизменности у данного
глагола в нетропеическом и тропеическом употреблении (как элемента гиперболы).
Ключевые слова: метафоризация, гипербола, пространство, глагол, фиксированность.
Полный текст статьи (PDF)
Для цитирования: Поречная В. И. Характеристики позиционного глагола «сидеть» в составе гиперболы // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2025. Вып. 1 (21). С. 159–171. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2025-1-159-171
Список источников и литературы
1. Теоретические проблемы русского синтаксиса: Взаимодействие грамматики и словаря / Ю. Д. Апресян [и др.]. М.: Языки славянских культур, 2010. 408 с.
2. Борисенко Ю. И. О лингвистическом статусе гиперболы и механизме ее образования // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 5. С. 110‒116.
3. Бороздина И. С. "Пространственное" и "непространственное" в семантической структуре слова // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2014. № 2 (16). С. 15‒20. URL: https://tl-ic.kursksu.ru/magazine/archive/number/96 (дата обращения: 24.01.2025).
4. Ермакова О. П. Некоторые размышления о гиперболе и тропах // Семантика и прагматика языковых единиц : материалы Международной науч. конф. Калуга: Калуж. гос. ун-т им. К. Э. Циолковского. 2019. С. 75‒87.
5. Заболотская Е. А. Стилистический прием "гипербола" в рекламе медиа о моде // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11, № 4-1. С. 234‒241.
6. Зубкова О. С. Некоторые когнитивные аспекты формирования метафоры // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. № 2 (14). С. 139‒145. URL: http://scientific-notes.ru/magazine/archive/number/14 (дата обращения: 24.01.2025).
7. Зубкова О. С. Условия возникновения метафоры // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2011. № 5-1. С. 306‒312.
8. Зубкова О. С., Поречная В. И. Конвенциональность тропа с пространственной семантикой в социокультурном пространстве. Курск: Университетская книга, 2024. 350 с.
9. Канкина А. В., Бочкарева А. С. Средства выразительности в рекламных и PRтекстах бренда "Колдрекс" // Научные труды КубГТУ. 2018. № 1. С. 217‒226. URL: https://ntk.kubstu.ru/tocs/49 (дата обращения: 24.01.2025).
10. Котлова А. С. Персуазивный эффект тропов в политическом дискурсе // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманитарные науки. 2020. № 12. С. 162‒166.
11. Кочешкова И. Ю. Компаративные тропы как отражение авторского мировосприятия в творчестве Дж. Фаулза : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Кочешкова Ирина Юрьевна. Барнаул, 2004. 176 с.
12. Красовская Н. А. Расширение семантики лексических единиц, обозначающих явления природы (на тульском диалектном материале) // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2020. № 1(1). С. 64‒69. URL: http://tulavestnik.ru/archive/vipusk_1/64/ (дата обращения: 24.01.2025).
13. Крылова М. Н. Тропы, основанные на контрасте // Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2016. № 5. С. 40‒46. URL: http://e-koncept.ru/2016/16093.htm (дата обращения: 24.01.2025).
14. Крюкова Н. Ф. Социокультурный аспект метафорической визуализации // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2022. № 47. С. 185‒188. URL: http://rid.tversu.ru/Publication/Article/Details/21197 (дата обращения: 24.01.2025).
15. Лопаткина С. В. Особенности взаимодействия тропов в контексте функциональных стилей (на материале художественных текстов) // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2013. № 4. С. 71‒74.
16. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академ. проект, 2002. 542 с.
17. Манжилевская С. Е, Чунахова Л. В. Особенности языковой картины мира в англоязычной рекламе путешествий // Modern Science. 2021. № 12-4. С. 212‒215.
18. Москвин В. П. О подходах к определению понятия ‘троп’ // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2013. Т. 72, № 2. С. 20‒31.
19. Национальный корпус русского языка : [онлайн-коллекция текстов на русском языке]. М., 2003–2025. URL: https://ruscorpora.ru/ (дата обращения: 24.01.2025).
20. Ожегов C. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2015. 938 с.
21. Поречная В. И. Гипербола как элемент тропеической системы языка // Актуальные проблемы переводоведения и лингводидактики в контексте межкультурного взаимодействия : сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Брянск: Брянский гос. ун-т им. акад. И. Г. Петровского, 2021. С. 179‒184.
22. Поречная В. И. Глаголы передвижения в пространстве "ходить" и "идти" в составе метафоры и метонимии // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер.: Лингвистика и педагогика. 2019. Т. 9, № 4 (33). С. 43‒51.
23. Поречная В. И. Некоторые механизмы формирования тропов // Вестник Тверского государственного университета Сер.: Филология. 2021. № 4 (71). С. 252‒257.
24. Прокопова М. В., Ермакова Е. Н. Гипербола и литота как способ смысловой метаморфозы в сфере фразообразования // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2022. Т. 44, № 7. С. 19‒26.
25. Рахилина Е. В. Семантика русских «позиционных» предикатов: стоять, лежать, сидеть и висеть // Вопросы языкознания. 1998. № 6. С. 69‒80.
26. Рахилина Е. В., Lemmens M. Русистика и типология: лексическая семантика глаголов со значением ‘сидеть’ в русском и нидерландском // Russian Linguistics. 2003. Vol. 27, no. 3. P. 313‒327.
27. Чечина Н. Ю. Метафоризация экономической лексики в медиадискурсе современного китайского языка // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2023. Вып. 11 (879). С. 104‒110.
28. Carston R., Wearing C. Hyperbolic language and its relation to metaphor and irony // Journal of Pragmatics. 2015. № 79. P. 79‒92.
29. Schofer P., Rice D. Metapher, Metonymy, and Synecdoche Revis(it)ed // Semiotica. 1977. Vol. 21, no. 1-2. P. 121‒150.