ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

СПЕЦИФИКА КОДИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ЗНАНИЯ ОБЕРЕГАМИ


Егоркина Юлия Дмитриевна

аспирант кафедры документоведения и стилистики русского языка

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

(г. Тула, Россия)


DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2025-2-166-175


Аннотация. В статье исследуются вербальные обереги как уникальные носители ключевых культурных кодов, играющие важную роль в сохранении и передаче ценностей и традиций лингвокультурной общности. Рассматривается понятие культурного кода как сложной, динамичной системы, упорядочивающей восприятие и интерпретацию окружающего мира в рамках определённой культуры. Особое внимание уделяется анализу пяти основных типов культурных кодов – биоморфного, анимистического, антропоморфного, фетишного и духовного. Каждый из них находит своё отражение в вербальных оберегах, что позволяет выявить взаимосвязь между языковыми формами и символическим содержанием. Биоморфный код представляет собой символическую систему, устанавливающую связь между человеком и природой посредством образов животных и растений, которые репрезентируют определённые качества, идеи и смыслы, закреплённые в культурной традиции. Анимистический код отражает одухотворение природных явлений, приписывая им духовные свойства, что укрепляет сакральное единство человека и окружающей среды. Антропоморфный код функционирует за счёт переноса человеческих характеристик на неодушевлённые предметы и явления, упрощая их восприятие и интерпретацию за счёт очеловечивания. Фетишистский код акцентирует внимание на материальных объектах, которые в рамках культурной символики наделяются сакральной значимостью и воспринимаются как носители магической силы. Духовный код, в свою очередь, фиксирует взаимодействие с трансцендентными силами, формирующими ценностные установки и мировоззренческие ориентиры, которые являются основой для структурирования культурного и личного опыта. На основе анализа текстов вербальных оберегов демонстрируется, как культурные коды способствуют созданию ритуального защитного пространства, объединяя сакральное и повседневное.
Ключевые слова: культурный код, восприятие и интерпретация мира, вербальный оберег, защитная функция, культурные ценности.

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Егоркина Ю. Д. Специфика кодирования культурного знания оберегами // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2025. Вып. 2 (22). С. 166–175. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2025-2-166-175

Список источников и литературы

1. Аванесова Г. А., Купцова И. А. Коды культуры: понимание сущности, функциональная роль в культурной практике // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2015. № 4. С. 28–37.
2. Балакай А. Г. Словарь русского речевого этикета. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. 672 с.
3. Галсамин Р. Магия. М.: АСТ, 2018. 512 с.
4. Красных В. В. Коды и эталоны культуры (приглашение к разговору) // Язык, сознание, коммуникация : сб. ст. / отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2001. Вып. 19. С. 15–19.
5. Красных В. В. Этнопсихология и лингвокультурология. М.: Гнозис, 2002. 284 с.
6. Симбирцева Н. А. «Код культуры» как культурологическая категория // Знание, понимание, умение. 2016. № 1. С. 157–167.
7. Симбирцева Н. А. Особенности прочтения текста культуры // Фундаментальные исследования. 2013. № 10. С. 1136–1140.
8. Степанова Н. И. Заговоры сибирской целительницы. Вып. 31. М.: Рипол-Классик, 2012. 256 с.
9. Телия В. Н. Первоочередные задачи и методологические проблемы исследования фразеологического состава языка в контексте культуры // Фразеология в контексте культуры / отв. ред. В. Н. Телия. М.: Языки русской культуры, 1999. С. 13–34.
10. Токарев Г. В. Введение в семиотику : учеб. пособие. М.: ФЛИНТА, 2013. 160 с.
11. Токарев Г. В. К проблеме соотношения русских квазисимволов с кодом культуры // Филоlogos. 2020. № 2. С. 79–84.
12. Токарев Г. В. Языковой оберег как лингвокультурная единица // Когнитивнодискурсивная лингвокультурология и стилистика. Вып. 2 : материалы научной школы – 2014. Тула: С-Принт, 2015. С. 5–7.
13. Усвятова Д. Заговоры донской целительницы. М.: АСТ, 2009. 80 с.
14. Фёдоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка. М.: Астрель : АСТ, 2008. 878 с.
15. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977. 488 с.