ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОНИМОВ В СЕТЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ


Овчинникова Зоя Олеговна

ассистент, аспирант института русского языка как иностранного

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

(г. Тула, Россия)


DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2025-2-207-215


Аннотация. Статья посвящена исследованию проявления региональных языковых элементов в сетевой коммуникации, а именно изучению употребления и функционирования онимов в интернет-пространстве как инструмента отражения региональной идентичности в условиях цифровизации современного общества. Актуальность исследования обусловлена ростом интереса к проявлению региональных языковых элементов в онлайн-коммуникации, сохранению национальной идентичности в контексте развития современных технологий и самоидентификации в цифровом пространстве, а также необходимостью изучения трансформации традиционной ономастики под влиянием интернет-среды. Цель исследования – выявить, как онимы (топонимы, антропонимы, этнонимы, этниконы) находят свое отражение в цифровом пространстве, способствуют конструированию языка в интернет-среде и развитию особенностей устно-письменной формы речи. Исследование опирается на работы отечественных ученых – В. И. Супруна и А. В. Суперанской, а также современных исследователей, таких, как М. А. Кронгауз и Е. И. Горошко. На основе контент-анализа профилей и сообществ в социальных сетях «ВКонтакте» и «Телеграм», можно сделать вывод, что онимы выполняют важные функции в цифровой коммуникации: от самопрезентации и самоидентификации пользователей до продвижения локальных брендов. Особое внимание уделяется никнеймам и наименованиям локальных сообществ, имеющим в своем заглавии региональную лексику, этнокультурные и географические названия, которые демонстрируют уникальные языковые трансформации, предлагаемые пользователями. Работа вносит вклад в исследование развития сетевой коммуникации, взаимодействия пользователей и регионоведение. В статье предлагается возможная классификация сообществ в социальных сетях, которые имеют в своем названии регионализмы, а также на основе изученного теоретического материала и наблюдения за региональными языковыми элементами, их употреблением, трансформацией, выделяются некоторые функции онимов в сетевой коммуникации.
Ключевые слова: онимы, сетевая коммуникация, региональная идентичность, антропонимы, топонимы, этнонимы, этниконы, интернет-дискурс, культурное наследие.

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Овчинникова З. О. Некоторые особенности употребления и функционирования онимов в сетевой коммуникации // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2025. Вып. 2 (22). С. 207–215. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2025-2-207-215

Список источников и литературы

1. Агеева Р. А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы : словарьсправочник. М.: Academia, 2000. 422 с.
2. Большая советская энциклопедия. Электрон. версия. URL: https://bse.sci-lib.com/ (дата обращения: 07.04.2025). Доступ на сайте Sci-lib.com.
3. Городецкая И. Л., Левашов Е. А. Русские названия жителей : словарь-справочник. М.: АСТ, 2003. 360 с.
4. Горошко Е. И. Цифровая идентичность в социальных сетях: лингвистический аспект // Вопросы психолингвистики. 2016. № 3. С. 78–92.
5. Красовская Н. А. Проявление региональных и этнолингвистических особенностей в русскоязычных социальных сетях // Этнолингвистика. Ономастика. Этимология : материалы IV Междунар. науч. конф. (Екатеринбург, 9-13 сентября 2019 г.). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. С. 172–175.
6. Курбатов В. И. Виртуальная коммуникация, виртуальное сетевое мышление и виртуальный язык // Гуманитарий юга России. 2013. № 4. С. 56–68.
7. Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. М.: АСТ, 2008. 256 с.
8. Кронгауз М. А. «Лытдыбр» от блогера, или Как интернет-язык делает письменную речь формой существования разговорного языка // Русский Мир.ru. 2009. № 6. Электрон. версия печ. изд. URL: https://rusmir.media/2009/06/01/internet/ (дата обращения: 10.04.2025).
9. Лутовинова О. В. Интернет как новая «устно-письменная» система коммуникации // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 71. С. 58–65.
10. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. М.: Наука, 1988. 192 с.
11. Рубанов А. В. Виртуальная сетевая коммуникация и социальный капитал // Организационная коммуникация : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 23–24 апр. 2014 г.) / ред. О. В. Терещенко. Минск: Изд. центр БГУ, 2014. С. 117–120.
12. Статьи на букву "А" // Словарь социолингвистических терминов. URL: https://sociolinguistics.academic.ru (дата обращения: 08.04.2025). Доступ на сайте Словари и энциклопедии на Академике.
13. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. М.: Наука, 1973. 368 с.
14. Супрун В. И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал : дис. в форме науч. доклада … д-ра филол. наук : 10.00.02 / Супрун Василий Иванович. Волгоград, 2000. 76 с.
15. Шмелева Т. В. Ономастика : учеб. пособие. Славянск-на-Кубани: Изд-во филиала КубГУ, 2013. 161 с.