Дубова Марина Анатольевна
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и литературы
ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет»
Аннотация. Учитывая возрастающий в филологии интерес к изучению особенностей
функционирования языка в рамках антропоцентрической парадигмы, предполагающей
исследование человеческого разума, мышления и ментальных процессов, которые с ними связаны,
автор посчитал целесообразным посвятить статью анализу лексических средств
репрезентации концепта «мыслительная деятельность» рассказчика в произведении
Л. Н. Толстого «Метель». Ключевой в повествовании образ рассказчика воссоздается
преимущественно за счет глагольных лексем со значением мыслительной деятельности, а
также через диалоги с героями произведения, в которых он принимает активное участие путем
включения его реплик с помощью речевых глаголов. Мыслительная деятельность рассказчика
лексически неоднородна и представлена преимущественно глаголами со значением памяти,
знания и мышления. Таким образом, в ходе анализа автор статьи приходит к выводу, что
репрезентативная структура концепта «мыслительная деятельность» реализуется в
основном лексико-семантическими средствами, к числу которых логично отнести глаголы со
значением интеллектуальной и речевой деятельности. Мыслительная деятельность
рассказчика выступает средством выражения его мироощущения, а также важным
компонентом характеристики его языковой личности.
Как считает автор статьи, лингвистический анализ концепта «мыслительная
деятельность» как компонента языковой личности рассказчика позволяет раскрыть комплекс
характеристик, составляющих его представление об окружающем мире и оценку происходящих
событий.
Акцентируя внимание на функционировании концептуальных лексем, выступающих
значимыми компонентами языковой картины мира рассказчика, автор делает выводы об
индивидуальном своеобразии его мыслительного процесса на материале конкретного рассказа
писателя «Метель».
Ключевые слова: Л. Н. Толстой, «Метель», концепт «мыслительная деятельность», репрезентация, лексические средства, речевые глаголы, мироощущение, языковая личность.
Полный текст статьи (PDF)
Для цитирования: Дубова М. А. Мыслительная деятельность рассказчика (на материале рассказа Л. Н. Толстого «Метель») [Электронный ресурс] // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2020. № 3(3). С. 60-67. URL: http://tula-vestnik.ru/pdf/2020/vipusk_3_20_12_20.pdf
Список источников и литературы
1. Володина Н. В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения : монография. М.: Флинта : Наука, 2016. 256 с.
2. Дубова М. А. Глаголы мысли и их роль в репрезентации языковой личности персонажа (на материале рассказа А. П. Чехова «Три года») // Вестник Государственного социально-гуманитарного университета. Гуманитарные науки. 2017. № 3. С. 6‒10.
3. Дубова М. А., Чернова Л. А. Диалог как средство реализации оппозиции «цивилизация – человек» (по повести А. И. Куприна «Молох») // Когнитивная лингвистика: Мироощущение персонажа в русской прозе рубежа XIX-XX вв. : сб. ст., посвящ. 75-летию д-ра филол. наук, проф. Любови Афанасьевны Черновой. Коломна: Моск. гос. обл. соц.-гуманитар. ин-т, 2015. 119 с.
4. Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения : учеб. пособие. 7-е изд. М.: Флинта, 2005. 248 с.
5. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Филол. ф-т МГУ, 1996. 245 с.
6. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику: учеб. пособие. 5-е изд. М.: Флинта : Наука, 2011. 296 с.
7. Мельник Н. В. Текстовое моделирование языковой личности. Языковая личность: моделирование, типология, проектирование. Сибирская лингвоперсонология. Ч. 1 / под ред. Н. Д. Голева, Н. Н. Шпильной. М.: ЛЕНАНД, 2014. 640 с.
8. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986. 797 с.
9. Русская литература XIX-XX веков. В 2 т. Т. 1: Русская литература XIX века / сост. и науч. ред. Б. С. Бугров, М. М. Голубков. 10-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. 544 с.
10. Русские писатели: библиограф. словарь-справ. для учителя / ред.: Д. С. Лихачев, С. И. Машинский, С. М. Петров, А. И. Ревякин ; [сост. А. П. Спасибенко, Н. М. Гайденков]. М.: Просвещение, 1971. 728 с.
11. Толстой Л. Н. Повести и рассказы. М.: Мир книги : Литература, 2006. 448 с.
12. Чернова Л. А., Дубова М. А. Мыслительная деятельность персонажа (повесть А. П. Чехова «Моя жизнь») // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2017. № 1. С. 138‒148.