ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

АНТРОПОМОРФНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ КОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ Л. Н. ТОЛСТОГО


Кузнецова Наталья Александровна

кандидат филологических наук, доцент кафедры философии и культурологии

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов


Аннотация. Статья посвящена изучению педагогических работ Л. Н. Толстого методами концептуального анализа. Исследование опирается на теорию внутренней формы слова и идею о том, что продуктивность кодов культуры говорит об особенностях языка, а с ним и мышления. В частности, внутренняя форма ключевых слов концепта «Школа» в произведениях писателя строится на базовых образах, которые в свою очередь, соотносятся с культурными кодами. Продуктивность антропоморфного культурного кода свидетельствует об особенностях категоризации и концептуализации мира философом. Специфика функционирования кодов культуры в педагогических сочинениях Л. Н. Толстого выявлялась через сравнение с общенародными метафорами, для чего был проанализирован пласт пословиц и поговорок о школе, учении, образовании.
Ключевые слова: антропоморфный культурный код, Л. Н. Толстой, педагогический дискурс Л. Н. Толстого, концепт, внутренняя форма слова.

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Кузнецова Н. А. Антропоморфный культурный код в педагогическом дискурсе Л. Н. Толстого [Электронный ресурс] // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2020. № 3(3). С. 68-75. URL: http://tula-vestnik.ru/pdf/2020/vipusk_3_20_12_20.pdf

Список источников и литературы

1. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры / под ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Жирмунской. М.: Прогресс, 1990. С. 5–32.
2. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. М.: Гнозис, 2002. 283 с.
3. Кубрякова Е. С. Теория номинации и словообразование // Языковая номинация: Виды наименований. М.: Наука, 1977. С. 222–303.
4. Кубрякова Е. С. Типы языковых значений: Семантика производного слова. М.: Наука, 1981. 200 с.
5. Телия В. Н. Первоочередные задачи и методологические проблемы исследования фразеологического состава языка в контексте культуры // Фразеология в контексте культуры. М., 1999. С. 13–24.
6. Толочко О. В., Слышкин Г. Г. Концепт «отличник» в русской картине мира // Языковая личность: проблемы креативной семантики. К 70-летию профессора И. В. Сентенберг: сб. науч. тр. ВГПУ. Волгоград: Перемена, 2000. С. 79–84.
7. Токарев Г. В. Проблемы лингвокультурологического описания концепта (на примере концепта «Трудовая деятельность»): учеб. пособие. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2000. 92 с.
8. Токарев Г. В. Концепт как объект лингвокультурологии (на материале репрезентаций концепта «Труд» в русском языке) : монография. Волгоград: Перемена, 2003. 233 с.
9. Токарев Г. В. Лингвокультурология: учеб. пособие. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009. 135 с.
10. Толстой Л. Н. Детство // Полн. собр. соч. В 90 т. Т. 1. М. ; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1928. С. 3‒97.
11. Толстой Л. Н. Отрочество // Полн. собр. соч. В 90 т. Т. 2. М. ; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1930. С. 3–78.
12. Толстой Л. Н. Юность // Полн. собр. соч. В 90 т. Т. 2. М. ; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1930. С. 79–226.
13. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения // Полн. собр. соч. В 90 т. Т. 8, Т. 31, Т. 38. М. ; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1936 ‒ 1954.
14. Толстой Н. И., Толстая С. М. О словаре «Славянские древности» // Славянские древности : этнолингвистический слов. : в 5 т. М., 1995. Т. 1. С. 5‒14;
15. Сьянова Е. И. Ономастический код в ментальном пространстве диалектоносителей (на материале говоров Воронежского Прихопёрья) : дис. … канд. филол. наук : 10.02.01 / Сьянова Елена Ивановна. СПб., 2007. 368 с.
16. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Академ. проект, 2001. 990 с.