Кошарная Светлана Алексеевна
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка и русской литературы
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Аннотация. Традиционные слова-символы возникали в контексте архаичной картины
мира, а потому на уровне семантического архетипа они объективируют исторически
обусловленное образное основание, выявляющее особенности культурной коннотации. В
частности, семантическая перекодировка мифа в художественный или идеологический символ –
это процесс приращения смысла, обогащения исходной семантики поэтикой или идеологией.
Исходя из этого, слово-символ есть не только синтез означающего и означаемого: оно несет в
себе определенную идею, мотив, сюжет (нередко мифологический). В этом смысле символ
выступает как результат мифотворчества. Поскольку символы в этнокультуре достаточно
постоянны, они служат выполнению культурой кумулятивной функции и единению ее различных
хронологических пластов в национально-культурный универсум, что делает символ чрезвычайно
востребованным в художественном творчестве, в частности, в поэзии, в контексте которой
слово-символ становится элементом своеобразного интертекста, соотносимого с
гипертекстом культуры. Однако символическое значение представляет интерес не только как
репрезентант архаичных мифологических воззрений: эпоха мифотворчества не заканчивается с
переходом к более высокому уровню развития социума, и новый миф генерирует на базе уже
существующих свои символы, которые становятся его инструментарием. В этой связи можно
говорить о традиционности слова-символа, его взаимосвязи с ключевыми концептами, исходя из
чего использование языковых символов опирается на языковую и культурную традицию. Словосимвол зиждется на единстве диахронии и синхронии, и, онтологически пребывая в этом
двуединстве, оно может оказывать программирующее воздействие на сознание носителя языка
Ключевые слова: слово, символ, миф, традиция, диахрония, синхрония, языковое сознание, культурная коннотация, этнокультура.
Полный текст статьи (PDF)
Для цитирования: Кошарная С. А. Символизм слова как результат и инструмент мифотворчества [Электронный ресурс] // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2020. № 3(3). С. 76-85. URL: http://tula-vestnik.ru/pdf/2020/vipusk_3_20_12_20.pdf
Список источников и литературы
1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика и поэтика. М.: Прогресс : Универс, 1994. 616 с.
2. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1993. 528 с.
3. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. 317 с.
4. Лосев Л. В. «Страшный пейзаж»: маргиналии к теме Ахматова / Достоевский // Звезда. 1992. № 8. С. 148‒155.
5. Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т.1. Таллинн, 1992. С. 191‒199.
6. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2000. 704 с.
7. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М.: ВЛАДОС, 1996. 416 с.
8. Платонов А. Котлован // Избранное/ А. Платонов. Минск: Университетское, 1989. С. 367‒475.
9. Сипинев Ю. А., Сипинева И. А. Русская культура и словесность. СПб.: Сайма, 1994. 396 с.
10. Словарь русского языка: в 4 т. Т. 3 / под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Русский язык : Полиграфресурсы, 1999. 750 с.
11. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. 695 с.
12. Трубачев О. Н. Праславянское лексическое наследие и древнерусская лексика дописьменного периода // Этимология. 1991-1993. М., 1994. С. 3‒23.
13. Трубачев О. Н. Этимологические исследования и лексическая семантика // Принципы и методы семантических исследований. М., 1976. С. 148‒173.
14. Филин Ф. П. Историческая лексикология русского языка. М.: Наука, 1984. 174 с.
15. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка: в 2 т. Т. 1. М.: Русский язык, 1994. 624 с.
16. Шюре Э. Великие посвященные. М.: Книга-Принтшоп, 1990. 419 с.