Постовалова Валентина Ильинична
доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора теоретического языкознания
Институт языкознания Российской академии наук
Аннотация. Магистральный путь современного познания определяют три
эпистемологические «поворота» в развитии европейской мысли. Это, во-первых,
«антропологический поворот», заключающийся в переключении исследовательского внимания с
изучения мира на постижение феномена человека. Во-вторых, «лингвистический поворот»,
состоящий в перемещении внимания культуры на познание языка в тесной связи с сознанием,
миропониманием и духовной жизнью человека. И, в-третьих, «теологический поворот»,
проявляющийся в тенденции к интегрированию теологического знания в мировоззрение и
культуру. В науке о языке эти «повороты» приводят к разработке многообразных
антропологических и теоантропологических исследовательских парадигм, что выдвигает в
качестве важнейшей задачи внутринаучной рефлексии в данной дисциплине рассмотрение
вопроса о том, что́ есть человек, на понимание которого опираются соответствующие
парадигмы.
В современном гуманитарном познании встречаются три позиции в толковании природы
человека. Это, во-первых, внерелигиозная (а-теистическая) позиция. Во-вторых, позиция
методологического секуляризма. И, наконец, в-третьих, трансцендентно-религиозная позиция,
при которой человек рассматривается не автономно, в его самодостаточном бытии, а в
аспекте его принадлежности антропокосмической и, в пределе, теоантропокосмической
реальности.
Предметом аналитического рассмотрения в данной статье является концепция
человека в православном миросозерцании, лежащая в основе синергийно-персоналистической
парадигмы изучения языка в новой интегративной дисциплине – теолингвистике, направленной
на изучение взаимосвязи языка и религии. Человек понимается здесь как «бог по благодати», или
«микротеос», целью которого является достижение «обожения» (θέωσις), составляющего, по
православному вероучению, цель сотворения человека и конечную цель его христианского
подвига. Отмечается, что, хотя обожение как мистическое воссоединение человека с Богом и
является реальным духовным состоянием, явно ощущаемым теми, кто его испытывает, для
рациональной мысли оно в своих глубинах остается непостижимой тайной («криптограммой»),
превосходящей всякий человеческий разум.
Ключевые слова: гуманитарное познание, эпистемологический поворот, парадигма, православная теолингвистика, человек и его лики, обожение (теосис), наука как творчество и
современность, ученый и его духовные уроки.
Полный текст статьи (PDF)
Для цитирования: Постовалова В. И. Человек как микротеос в православном миросозерцании и пути его восхождения к обожению (опыт концептуального осмысления) [Электронный ресурс] // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2020. № 4(4). С. 110-127. URL: http://tula-vestnik.ru/pdf/2020/vipusk_4_29_12_20.pdf
Список источников и литературы
1. Аванесов С. С. Теология как антропология // Метапарадигма: богословие, философия, естествознание: альманах. СПб.: Изд-во НП-Принт, 2014. Вып. 02/03 2014. С. 122-126.
2. Афанасий Великий, свт. Творения. В 4 т. Т. 1. М.: Изд-во СпасоПреображенского Валаамского монастыря, 1994. 480 с.
3. Булгаков С. Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 416 с.
4. Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов (949 – 1022). М.: NBI, 1995. 344 c.
5. Григорий Богослов, св. Собрание творений в 2 т. Т. 2. Свято-Троицкая Лавра, 1994. 596 с.
6. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. СПб.: Аксиома, МИФРЛ, 1995. 176 с.
7. Григорий Палама, св. О молитве и чистоте сердца. Добротолюбие. Т. 5. Свято-Троицкая Лавра, 1992. С. 252–302.
8. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М.: Канон, 1995. 384 с.
9. Евдокимов П.[Н.]. Православие. М.: Библейско-Богословский институт св. Апостола Андрея, 2002. 500 с.
10. Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М.: Мартис, 1996. 220 с.
11. Игнатий (Брянчанинов), еп. Сочинения. В 5 т. Т. 4. Аскетическая проповедь. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. 541 с.
12. Иларион (Алфеев), иером. Жизнь и учение св. Григория Богослова. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории, 1998. 505 с.
13. Иларион (Алфеев), иером. Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории, 1998. 674 с.
14. Иларион (Алфеев), еп. Спасение как обожение // Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. 1. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. С. 631–643.
15. Иустин (Попович), преп. Собрание творений. Т. III. Догматика Православной Церкви. Сотериология. Экклесиология. М.: Паломник, 2006. 607 с.
16. Иустин (Попович), преп. Догматика Православной Церкви: Пневматология. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. 533 с.
17. Кавасила Николай, св. и правед. О жизни во Христе. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. 221 с.
18. Каллист (Уэр), еп. Православный путь. СПб. : Алетейя, 2005. 191 с. – (Серия «Византийская библиотека. Исследования»).
19. Каллист и Игнатий Ксанфопулы, иноки. Наставление безмолвствующим // Добротолюбие. Т. 5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 303–424.
20. Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. М.: Путь, 1994. 383 с.
21. Кнышев А. [Г.]. Толковый словарь Андрея Кнышева. Рынок // Story. Авг. 2019 № 8 (126). С. 16–19.
22. Ковшова М. Л. Вероника Николаевна Телия. 1930-2011 // Язык, сознание, коммуникация: Сб. научных статей, посвященных памяти В.Н. Телия. М.: МАКС Пресс. Вып. 46. 2013. С. 4–6.
23. Леонов В., прот. Основы православной антропологии: Учебное пособие. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. 456 с.
24. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М.: Центр «СЭН», 1991. 288 с.
25. Лосский В. Н. Богословие и Боговидение. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 2000. 632 с.
26. Лурье В. М., Медведев И. П. [Примечания, комментарии] // Мейендорф И., протопр. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение. СПб.: Византороссика, 1997. С. 373–460.
27. Макарий Египетский, преп. Духовные беседы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 467 с.
28. Максим Исповедник, преп. Творения. Кн. 1. Богословские и аскетические трактаты. М.: Мартис, 1993. 354 с.
29. Межелайтис Э. Человек. Вильнюс: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1962.
30. Мейендорф И., протопр. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение. СПб.: Византороссика, 1997. 480 с.
31. Минин П. [М.]. Главные направления древне-церковной мистики // Мистическое богословие. Киев: Путь к Истине, 1991. С. 337–391.
32. Назаров В. Н. Введение в теологию: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2004. 320 с.
33. Неллас П. Обожение: Основы и перспективы православной антропологии. М.: Никея, 2011. 304 с.
34. Никита Стифат, преп. Аскетические произведения. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. 222 с.
35. Пастернак Б. [Н]. Что такое человек // Век XX век и мир. 1989. № 5. URL: www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=323 (дата обращения 5.09.2020).
36. Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. Essex: Stavropegic Monastery of St. John the Baptist, 1985. 255 с.
37. Софроний [(Сахаров)], архим. Рождение в Царство Непоколебимое. М.: СвятоИоанно-Предтеченский монастырь, Паломник, 2000. 224 с.
38. Софроний (Сахаров), архим. Духовные беседы. Т. 2. Свято-ИоанноПредтеченский монастырь, 2007. 336 с.
39. Телия В. Н. Фактор культуры и воспроизводимость фразеологизмов – знаковмикротекстов // Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура: Сб. статей в честь Н. Д. Арутюновой. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 674–684.
40. Флоровский Г., прот. Догмат и история. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1998. 488 с.
41. Франк С. Л. Непрочитанное… / Статьи, письма, воспоминания. М.: Московская школа политических исследований, 2001. 592 с.
42. Хоружий С. С. Исследования по исихастской традиции. В 2 т. Т. 1. К феноменологии аскезы. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2012. 240 с.