Тарасов Евгений Федорович
доктор филологических наук, профессор, заведующий Отделом психолингвистики
Институт языкознания Российской академии наук
Аннотация. Цель статьи показать, что общность сознаний коммуникантов – это
необходимая предпосылка для любого знакового общения. Тела знаков, продуцируемые говорящим
и воспринимаемые реципиентом, находятся в межсубъектном пространстве и могут служить
средством общения, только если каждый знак имеет идентичную ассоциацию в сознании обоих
коммуникантов. Общность сознаний коммуникантов начинает создаваться уже в процессе
взаимодействия ребенка со взрослым, в котором предметная деятельность, осуществляемая
ими, становится субстанцией сознания ребенка. Этническая культура в предметной,
деятельностной и идеальной формах, присвоенная в раннем онтогенезе ребенком, является
основанием общности сознаний членов социума, которая в теории деятельности А. Н. Леонтьева
описывается понятием образа мира. Эта общность сознаний позволяет адресанту
продуцировать речевые сообщения, понимание которых реципиентом ведет к формированию
образов их совместной деятельности, становящейся формой их существования.
Кроме раннего онтогенеза, общность сознаний членов социума создается,
поддерживается и трансформируется в процессе их совместной деятельности в виде ее
«коллективного субъекта». Знания, постоянно порождаемые членами социума в их предметных
деятельностях, становятся не только общими: будучи вербализованными, они приобретают
благодаря этому качества всеобщности для конкретного этноса.
Ключевые слова: общность сознаний, совместная деятельность, образ мира, субстанция сознания, коллективный субъект, формы культуры, вербализация сознаний.
Полный текст статьи (PDF)
Для цитирования: Тарасов Е. Ф. К проблеме общности сознаний коммуникантов [Электронный ресурс] // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2020. № 4(4). С. 128-135. URL: http://tula-vestnik.ru/pdf/2020/vipusk_4_29_12_20.pdf
Список источников и литературы
1. Абульханова-Славская К. А. Категория деятельности в советской психологии // Психологический журнал. 1980. Т. 1, № 4. С. 11–28.
2. Донцов А. И. К проблеме целостности субъекта коллективной деятельности // Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 25–34.
3. Зинченко В. П. Знание живое // Большой психологический словарь / cост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. 4-е изд., расшир. М.: АСТ ; СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2009. 811 c.
4. Кун Т. Структура научных революций / пер. с англ. И. З. Налетова. М.: АСТ, 2009. 310 с.
5. Леонтьев А. Н. Образ мира // Мир психологии. 2003. № 4. С. 11–18.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Книга, 2012. 176 с.
7. Логический анализ языка: языки пространств / отв. ред.: Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. М.: Яз. рус. культуры, 2000. 448 с.
8. Логический анализ языка: языки этики / отв. ред.: Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцева. М.: Яз. рус. культуры, 2000. 448 с.
9. Логический анализ языка: числовой код в разных языках и культурах / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: ЛЕНАНД, 2014. 528 с.
10. Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981. Т. 2, № 5. С. 4–22.
11. Маланов С. В. Системно-деятельностный культурно-исторический подход к анализу и объяснению психических явлений: объяснительные принципы и теоретические положения. М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 496 с.
12. Обозов Н. Н. Психология малых групп и коллективов // Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. С. 121–174.
13. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МГУ, 1985. 231 с.
14. Совместная деятельность: методология, теория, практика / отв. ред. А. Л. Журавлев, П. Н. Шихирев, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1988. 228 с.
15. Флиер А. Я. Культура // Культурология. XX век : словарь / гл. ред., сост. А. Я. Левит ; отв. ред. Л. Т. Мильская. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 203‒209.
16. Herskovitz M. J. Man and His Works, The Science of Cultural Anthropology. New York: Alfred A. Knopf, 1948. 678 p.
17. Tan A. Mass Communicaton Theories and Research. New York: Macmillan ; London: Collier Macmillan, 1986. 400 p.