ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

ЛИНГВОПОЭТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ФАНТАСТИЧЕСКОГО РАССКАЗА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «СОН СМЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА»


Пронина Елена Викторовна

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и литературы

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

(г. Тула, Россия)


DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2021-2-101


Аннотация. Цель исследования – рассмотреть особенности идиостиля произведения, иллюстрирующие своеобразие и неповторимость художественной манеры Достоевского, благодаря которым создается уникальная картина произведения и возможность глубже проникнуть в идейное содержание на всех уровнях анализа. Производится лингвопоэтический анализ языка рассказа по фонетическому, лексико-семантическому, синтаксическому аспектам. В фонетическом строе рассказа проявляется ритмический контраст, влияющий на структуру и семантику произведения. Благодаря подобной ритмической организации текста в первой части рассказа достигается эффект спутанности сознания главного героя, а к концу ритм становится спокойным размеренным. Рассматривая лексико-семантическую сторону художественного текста, следует заключить, что в нем развернуто представлены все основные гносеологические образыслова тезауруса Достоевского: человек – жизнь – хронотоп – страх – смерть – Истина. Одной из наиболее примечательных особенностей синтаксиса рассказа являются особые индивидуальные сочетания глагола и существительного. По мере продвижения в повествовании, когда позиция героя становится более определённой и осознанной, отрывистый темп повествования сменяется размеренным, появляется гипотаксис, предложения разветвленной структуры с несколькими типами связи, а в эпилоге рассказа, когда герой принимает решение проповедовать, можно наблюдать сходство синтаксиса произведения с подобными особенностями жанра православной церковной риторики – проповеди. Особо рассматриваются повторы, сцепления, а также такие сегментированные конструкции экспрессивного синтаксиса такие, как именительный темы, причем в тему Достоевским выносятся идиоглоссы: жизнь, истина, проповедь, сон. Проведенный анализ доказывает утверждение о том, что в рассказе переплетаются лингвопоэтические «нити» всех больших романов Достоевского.
Ключевые слова: лингвопоэтика, Достоевский, «Дневник писателя», ритмическая организация художественного текста, гносеологические образы-слова (идиоглоссы), паратаксис, гипотаксис, сегментированные конструкции экспрессивного синтаксиса.

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Пронина Е. В. Лингвопоэтическое своеобразие фантастического рассказа Ф. М. Достоевского «Сон смешного человека» // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2021. Вып. 2 (6). С. 101‒108. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2021-2-101.

Список источников и литературы

1. Бахтин М. М. «Проблемы поэтики Достоевского», 1963. Работы 1960-х – 1970- х гг. // Собр. соч. в 7 т. М., 2002. 799 с. Т. 6
2. Валова Д. М. Жанровая поэтика рассказа Ф. М. Достоевского «Сон смешного человека» // Уральский филологический вестник. 2015. № 5. С. 84‒91.
3. Волгин И. Последний год Достоевского. Исторические записки. М.: АСТ, 2010. 544 с.
4. Днепров В. Д. Идеи времени и формы времени. Л.: Сов. писатель, 1980. 600 с.
5. Достоевский и мировая культура : альманах / Общество Достоевского, Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге. СПб.: Серебряный век, 2012. № 29. 299 с.
6. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. В 30 т. Т. 25: Дневник писателя за 1877 год, январь-август. Л.: Наука, 1983. 470 с.
7. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. В 30 т. Т. 28, кн. 1: Письма, 1832 – 1859. Л.: Наука, 1985. 551 с.
8. Михновец Н. Г. 136-й псалом в творчестве Достоевского // Достоевский: материалы и исследования. СПб.: Наука, 2005. Т. 17. С. 61‒91.
9. Небрежение словом у Достоевского // Достоевский: материалы и исследования. Л.: Наука, 1976. Т. 2. С. 30‒41.
10. Померанц Г. С. Открытость бездне: встречи с Достоевским. М.: Сов. писатель, 1990. 416 c.
11. Ружицкий И. В. О языке Достоевского // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. Вып. 9: Аспекты изучения художественного текста. С. 74‒81.
12. Степанян К. Достоевский и Псалтырь // Достоевский и мировая культура : альманах. СПб.: Серебряный век, 2007. № 22. С. 383‒395.
13. Тихомиров Б. Н. Религиозные аспекты творчества Ф. М. Достоевского: Проблемы интерпретации, комментирования, текстологии : дис. … д-ра филол. наук : 10.01.01 / Тихомиров Борис Николаевич. СПб., 2006. 567 с.
14. Хажиева Г. Ф. Ритм прозы Ф. М. Достоевского (на примере «фантастического рассказа» «Сон смешного человека») : дис. … канд. филол. наук : 10.01.01 / Хажиева Гузель Фиратовна. Бирск, 2009. 186 с.
15. Чирков Н. М. О стиле Достоевского. М.: Наука. 1967. 309 с.