Родионова Инесса Геннадьевна
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Русский язык и методика преподавания русского языка»
Пензенский государственный университет
(г. Пенза, Россия)
DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2021-2-109
Аннотация. Цель статьи – рассмотреть особенности использования вводных предложений с
союзом если в метаязыковой функции в произведениях К. Г. Паустовского. Выделены два вида
метаязыковой информации, вводимой предложениями данного типа: 1) употребление говорящим слова или словосочетания, нетипичного для конкретной речевой ситуации; 2) выражение
субъективной оценки высказывания говорящим и характеристика его речевой манеры. Субъектом метаязыкового комментария при употреблении слова или словосочетания, нетипичного
для конкретной речевой ситуации, является, как правило, автор, при этом используется вводный метаоператор если можно так выразиться. Слово или словосочетание, являющееся объектом метаязыкового комментария, образовано путём метафорического переноса. Метаоператор
если можно так выразиться активно используется при характеризации лиц, чаще всего писателей: их черт характера, творческой манеры и т.п. Отмечается, что вводные предложения с союзом если, служащие для выражения субъективной оценки высказывания говорящим и
подчёркивающие его речевую манеру, содержат инфинитив говорить и лексему наречного типа,
характеризующую способ говорения. Такие предложения употребляются в основном в речи персонажей. Обращается внимание на место вводных конструкций с союзом если в структуре предложения: обычно это интерпозиция, которая свидетельствует о том, что метафорический
перенос не запланирован говорящим заранее, его желание предупредить адресата о необычном
слове или словосочетании возникает как бы в процессе речи. Делается вывод о том, что рассматриваемые конструкции нельзя считать эксклюзивным средством метаязыковой рефлексии
К. Г. Паустовского. Однако они характеризуют индивидуальный стиль писателя и делают текст
ориентированным на адекватное восприятие читателем и служат для воплощения авторского
замысла.
Ключевые слова: вводная конструкция, союз, метаязыковая функция, метаоператор, характеризация, метафорический перенос, субъективная оценка.
Полный текст статьи (PDF)
Для цитирования: Родионова И. Г. Метаязыковая функция вводных предложений с союзом если в произведениях
К. Г. Паустовского // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2021. Вып. 2 (6). С. 109‒118. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2021-2-109.
Список источников и литературы
1. Андрусенко Е. А. Метаязыковая рефлексия в художественных текстах В. П. Астафьева : дис. … канд. филол. наук : 10.02.01 / Андрусенко Елена Анатольевна. Кемерово, 2012. 204 с.
2. Бабайцева В. В. Синтаксис русского языка : монография. М.: ФЛИНТА : Наука, 2015. 576 с.
3. Бакалова З. Н. Рассказы К. Г. Паустовского о любви: филологический анализ // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2018. Т. 28, № 6. С. 937‒941.
4. Баранова А. С. Критерии выбора рода несклоняемых неодушевлённых существительных рядовыми носителями языка (на материале метаязыковых комментариев) // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 412. С. 5‒13.
5. Беднарская Л. Д. Сложное предложение в языке русской лирики ХIХ – ХХ столетий : монография. Орёл: Орлов. гос. ун-т, 2012. 393 с.
6. Бухарин В. И. Вводные слова в аспекте актуального членения // Вопросы языкознания. 1984. № 1. С. 101‒105.
7. Валгина Н. С. Современный русский язык: Синтаксис : учебник. 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 2003. 416 с.
8. Галкина-Федорук Е. М., Горшкова К. В., Шанский Н. М. Современный русский язык: Синтаксис : учеб. пособие. Изд. стер. М.: ЛИБРОКОМ, 2015. 200 с.
9. Герасименко Н. А. Бисубстантивные предложения в русском языке: структура, семантика, функционирование : монография. М.: Изд-во МГОУ, 2017. 292 с.
10. Краснова Е. А. Союз если в сильных текстовых позициях // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Филология. 2019. № 4. С. 214‒218.
11. Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке : учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2004. 247 с.
12. Лекант П. А. Вводность – коммуникативно-прагматическая категория // Грамматические категории слова и предложения. М.: Изд-во МГОУ, 2007. С. 104‒106.
13. Мызников Д. В. Повесть «Кара-Бугаз» как лаборатория художественного метода К. Паустовского периода 1930-х годов : дис. … канд. филол. наук : 10.01.01 / Мызников Дмитрий Викторович. Красноярск, 2010. 175 с.
14. Паустовский К. Г. Собр. соч. В 9 т. Т. 1: Романы и повести. М.: Худож. лит., 1981. 628 с.
15. Паустовский К. Г. Собр. соч. В 9 т. Т. 2: Роман и повести. М.: Худож. лит., 1981. 691 с.
16. Паустовский К. Г. Собр. соч. В 9 т. Т. 3: Повести. М.: Худож. лит., 1982. 691 с.
17. Паустовский К. Г. Собр. соч. В 9 т. Т. 4: Повесть о жизни, кн. 1-3. М.: Худож. лит., 1982. 738 с.
18. Паустовский К. Г. Собр. соч. В 9 т. Т. 5: Повесть о жизни, кн. 4-6. М.: Худож. лит., 1982. 594 с.
19. Паустовский К. Г. Собр. соч. В 9 т. Т. 6: Рассказы. М.: Худож. лит., 1983. 628 с.
20. Паустовский К. Г. Собр. соч. В 9 т. Т. 7: Сказки ; Очерки ; Литературные портреты. М.: Худож. лит., 1983. 578 с.
21. Паустовский К. Г. Собр. соч. В 9 т. Т. 8: Пьесы ; Теория капитана Гернета : докум. повесть ; статьи и выступления М.: Худож. лит., 1984. 450 с.
22. Паустовский К. Г. Собр. соч. В 9 т. Т. 9: Письма, 1915-1968. М.: Худож. лит., 1986. 546 с.
23. Чуглов В. И. Вводные образования как синтаксическая категория // Русский язык в школе. 2014. № 11. С. 54‒60.
24. Шумарина М. Р. Метаязыковая рефлексия в фольклорном литературном тексте : дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01 / Шумарина Марина Робертовна. М., 2011. 802 с.