Белов Алексей Викторович
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Институт российской истории Российской академии наук (ИРИ РАН)
(г. Москва, Россия)
DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2021-2-6
Аннотация. В данной статье освещается процесс становления и развития в Москве во второй
половине XVIII – XIX вв. собственного, постоянно действующего, национального театра. Данному
явлению предшествовал большой и трудный путь, основные этапы которого освещены в данной
работе: сменявшие друг друга театральные антрепренеры; их удачи и просчеты; принцип получения «привилегии»; различные сценические площадки; формирование труппы будущих «Большого» и «Малого» театра Москвы. Рубеж XVIII – XIX вв. чрезвычайно важен тем, что в это время
интерес к западноевропейскому театральному сценическому действу, принесенный в Россию в
ходе реформ Петра I и первоначально не принятый широкими слоями русского зрителя, стал
непременной и востребованной частью городской столичной культуры. При этом в первое десятилетия XIX в. неподдельный интерес к сценической игре стали проявлять все сословия и социальные группы городского общества страны. Переходный характер эпохи отразил в себе
заметные проблемы и трудности, связанные с процессом «укоренения» культуры театра в городской среде. Это хорошо заметно именно на примере Москвы как второй более консервативной и менее чиновной столицы, связанной к тому же с широкими слоями провинциального
русского дворянства и их окружения. Дополнительные трудности создавала высокая стоимость
организации представлений, затратность театрального зрелища, а также принцип окупаемости
представлений, что вело к необходимости привлечения и удержания зрителей в условиях, все
еще относительно узкого круга любителей этой формы развлечения. В связи с этим особую роль
на данном этапе играла проблема взаимоотношения администрации и зрителей. В связи с этим
большое внимание в работе уделено проблемам жизни зрительного зала, особенностям поведения посетителей театра, задачам, стоявшим перед администрацией Московского Императорского театра, путям и способам их решения; организации процесса работы театра; борьба с
нарушениями. Рассмотрение данной темы позволяет увидеть особенности прохождения и организацию процесса утверждения в России западной сценической традиции, превращения ее в
неотъемлемую часть городского культурного пространства как Москвы, так и всей страны, превращение в неотъемлемую часть национальной российской культуры.
Ключевые слова: Театральная политика, Дирекция Императорских театров, столичный театр, зрители, Москва, Локателли, Петровский театр, Арбатский театр.
Полный текст статьи (PDF)
Для цитирования: Белов А. В. Зритель русского театра периода становления в Москве сценического искусства на рубеже XVIII – XIX вв. // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2021. Вып. 2 (6). С. 6‒14. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2021-2-6.
Список источников и литературы
1. Бродский Н. Л. Театр в эпоху Елизаветы Петровны // История русского театра / под ред. В. В. Каллаша и Н. Е. Эфроса. М.: Объединение, 1914. Т. 1. С. 147‒148.
2. Бескин Э. М. История русского театра. М.; Л.: Гос. изд-во, 1928. Т. 1. 243 с.
3. Гуревич Л. Я. История русского театрального быта. От середины XVII до начала XIX века. М.: Либроком, 2012. 304 с.
4. Забелин И. Е. Опыты изучения русских древностей и истории. Исследования, описания и критические статьи Ивана Забелина. М.: Тип. Грачева и К, 1873. Ч. 2. С. 351‒506.
5. Нечто о Большом театре и его публики. Об Александринском театре // Литературная газета. 1844. 3 окт. (№ 39). Стб. 661‒662.
6. Пыляев М. И. Замечательные чудаки и оригиналы // Старое житье. Замечательные чудаки и оригиналы. М.: Фирма СТД, 2007. С. 3‒250.
7. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 16. Оп. 1. Д. 578. Ч. 3.
8. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 497. Оп. 1. Д. 43.
9. РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 584.
10. РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 1747.
11. Сумароков А. П. Рогоносец по воображению, комедия, Александра Сумарокова. Изд. 4-е. М.: Университетская тип., у Н. Новикова, 1786. 52 с.