Колесникова Жанна Александровна
студент 4 курса факультета русской филологии и документоведения
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
(г. Тула, Россия)
DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2021-2-94
Аннотация. В статье предпринимается попытка концептуального анализа повести А. П. Платонова «Котлован». В качестве основополагающих рассматриваются концепты «человек», «пустота», «жизнь», «счастье», «тоска», «скука», «будущее». В процессе анализа упоминаются как
специфические, так и узуальные компоненты семантического наполнения концептов, необходимые для постижения организации реальности произведения. Так, индивидуально-авторская
картина мира А. П. Платонова генерирует понимание «человека» как бессистемного механизма
двупланового содержания, «жизни» как причины смерти и вектора, «пустоты» как потенциальной возможности заполнения и одиночества, «счастья» как неизбежности, «скуки» как предзнаменования смерти и т.д. Между состоянием сущего, спецификой восприятия темпоральных
категорий как пространственных и мотивом сиротства выстраиваются отношения подчинения.
Настоящая работа раскрывает такое важное положение для картины мира повести
«Котлован», как отдельное бытие предметов и частей тела живых существ. Доказательства тому
можно найти в семантическом наполнении перечисленных выше антропологических
концептов, а также непосредственно в предикатах и атрибутах при существительных с
соответствующей семантикой, частотных префиксах и целых эпизодах повести. Так,
бессистемность, разрозненность всего сущего складывается в хаотичную картину
дезорганизации мира. А мотив сиротства, предполагающий потерю опекающего субъекта,
пересекается с темой богооставленности, введённой А. П. Платоновым с помощью эпизода с
попом в церкви и отдельных лексем.
Автор статьи, усматривая связь между философией Владимира Соловьёва и отсутствием
объединённости в мироустройстве повести, выдвигает теорию о зависимости отдельного
бытия частей всего сущего от вынесения за пределы посюстороннего божественного начала.
Ключевые слова: концепт, бытие, небытие, «человек», «жизнь», «счастье», «тоска», «будущее», «скука», время.
Полный текст статьи (PDF)
Для цитирования: Колесникова Ж. А. Модель мира и человека в повести А. П. Платонова «Котлован» // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2021. Вып. 2 (6). С. 94‒100. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2021-2-94.
Список источников и литературы
1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе [Электронный ресурс] // Институт исследований природы времени : сайт. URL: http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/bakhtin_hronotop/hronotop10.html (дата обращения: 03.05.2021).
2. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М.: АСТ, 2018. 416 с.
3. Болотнова Н. С. Поэтическая картина мира и её изучение в коммуникативной стилистике текста // Сибирский филологический журнал. 2003. № 3-4. С. 198‒207.
4. Бродский И. Послесловие к «Котловану» А. Платонова [Электронный ресурс] // Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова : электронная библиотека. URL: http://lib.ru/BRODSKIJ/br_platonov.txt (дата обращения: 01.05.2020).
5. Подкорпус “Котлован” А. П. Платонова [Электронный ресурс] // Национальный корпус русского языка : сайт. URL: https://ruscorpora.ru/new/index.html (дата обращения: 03.05.2021).
6. Платонов А. П. Котлован ; Ювенильное море : повести. М.: Худож. лит., 1987. 192 с.
7. Соловьев В. Чтения о Богочеловечестве / ред., вступ. ст. и коммент. С. П. Заикина. СПб.: Азбука, 2014. 384 с.
8. Хайдеггер М. Положение об основании. СПб.: Лаб. метафиз. исслед. при Филос. фак. СПбГУ : Алетейя, 2000. 290 с.