ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: СПЕЦИФИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В УЧЕБНОМ ТЕКСТЕ


Зубарева Юлия Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общетеоретических дисциплин и русского языка как иностранного

Тульский государственный университет

(г. Тула, Россия)


DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2021-3-57


Аннотация. В статье рассматриваются особенности современного цифрового образовательного контента и проблемы, связанные с его созданием. Традиционное целеполагание очного обучения (знания, навыки, умения) в дистанционном формате имеет не только другую форму, но и принципиально иные способы реализации, что требует пересмотра привычной стратегии представления учебной информации. Анализ структуры различных типов электронных образовательных ресурсов показывает, что она состоит из традиционных блоков учебного материала, но в гипертекстовом поле многослойна и основана на нелинейном (интерактивном) принципе построения. Содержание представляет собой совместно используемые мультимедийные объекты: не только текст, но и связанные с ним иллюстрации, видео. В связи с этим электронная форма представления информации трансформирует привычный процесс чтения и запоминания. Это касается как количественных показателей (скорости чтения и быстроты ориентации в прочитанном тексте), так и качественных характеристик (оценки текста перед чтением, наличия (или отсутствия) «визуального заменителя», необходимости перечитывания). Сравнение «самоориентации» учащихся на разных этапах чтения традиционных (бумажных) и электронных текстов позволяет прийти к выводу о том, что на восприятие представляемой учебной информации влияют эргономические характеристики мультимедийного пространства (организация электронной среды с учетом гигиенических стандартов: грамотное использование текстовой зоны, шрифта, фона, цвета, форматирования), а также технические свойства средств обучения, которые используются для ее трансляции. Исследование специфики цифровой образовательной среды дает возможность определить оптимальные условия предъявления учебной информации в электронном формате.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, электронный образовательный контент, нелинейный текст, электронный текст, гипертекст, мультимедиа, организация электронного учебного пространства, эргономические особенности электронного учебного текста.

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Зубарева Ю. М. Электронные образовательные ресурсы: специфика представления информации в учебном тексте // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2021. Вып. 3 (7). С. 57–64. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2021-3-57.

Список источников и литературы

1. AbuSa’aleek A. O. Internet Linguistics: A Linguistic Analysis of Electronic Discourse as a New Variety of Language // International Journal of English Linguistics. 2015. Vol. 5, Issue 1. P. 135–144.
2. Liu Z. Print vs. electronic resources: A study of user perceptions, preferences and use // Information Processing and Management. 2006. Vol. 42, Issue 2. P. 583–592.
3. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
4. Балакина Ю. В. Электронный текст: принципиально новый тип текста? // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2: Языкознание. 2016. Т. 15, № 3. С. 17–27.
5. Брыкова О. В. Рекомендации по оформлению и представлению презентации. СПб.: Региональный центр оценки качества информационных технологий, 2008. 37 с.
6. Валюшина Н. М. Нелинейный текст как методическая проблема // Сибирский учитель. 2020. № 2 (129). С. 2–8.
7. ГОСТ Р 57724-2017. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебник электронный. Общие положения. Введ. 09–01–2018. М.: Стандартинформ, 2017. 12 с.
8. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" [Электронный ресурс] : утверждена постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : сайт / Консорциум Кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/556183093 (дата обращения: 25.06.2021).
9. Дырдин А. А., Куранов А. О. Нелинейность текста в современной литературно-философской рефлексии // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 12. С. 123–125.
10. Зубарева Ю. М., Константинова Л. А. Cовременные тенденции модернизации высшего образования в процессе обучения РКИ // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2016. Вып. 4. С. 80–85.
11. Казакова Е. И. Тексты новой природы: закономерности и технологии развития современной грамотности в условиях качественной модернизации современного текста // На путях к новой школе. 2014. № 1. С. 7–15.
12. Кресс Г. Социальная семиотика и вызовы мультимодальности // Политическая наука. 2016. № 3. С. 77–100.
13. Кушнерук С. Л. Расширение коммуникативного пространства: специфика текстов электронных СМИ в сравнении с печатными // Политическая лингвистика. 2007. № 3. С. 140–143.
14. Мартине А. Основы общей лингвистики // Новое в лингвистике. М.: Изд-во иностранной литературы, 1963. Вып. 3. С. 366–566.
15. Николаева Т. М. Текст // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. С. 507.
16. Нильсен Я., Перниче К. Веб-дизайн: анализ удобства использования веб-сайтов по движению глаз. М.: Вильямс, 2010. 480 с.
17. Распопина Е. Ю. Дифференциальные и жанровые особенности компьютерного интернет-дискурса // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2010. № 1. С. 125–132.
18. Соснин А. В. Аллюзивный процесс при прочтении гипертекста // Теория и практика лингвистического описания разговорной речи: сб. материалов Междунар. науч. конф. «Скребневские чтения» (16 – 17 апр. 2014 г.). Нижний Новгород: НГЛУ, 2014. С. 181–190.
19. Тракман Л. С. Чтение на бумаге и на экране. Шесть неочевидных отличий [Электронный ресурс] // Bookmate journal. Дата размещения: 06.11.2020 URL: https://journal.bookmate.com/chtenie-na-bumage-i-na-ehkrane-6-neochevidnyh-otlichij/ (дата обращения: 28.06.2021).
20. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [Электронный ресурс] : [включен в Государственную программу РФ «Развитие образования»] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : сайт / Консорциум Кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/556183093?marker=6560IO (дата обращения: 25.06.2021).
21. Фрай Р. Тренировка памяти : экспресс-курс. М.: Альпина Паблишер, 2018. 160 с.
22. Чеснокова И. А. Особенности устной/письменной речи в электронном письме // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 11. С. 132–135.
23. Ясюкова Л. А. Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников // Национальный психологический журнал. 2007. № 1 (2). С. 112–116.