ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ УБЕДИТЕЛЬНОСТИ В ТРАКТАТЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?»*


Романов Дмитрий Анатольевич

доктор филологических наук, профессор, руководитель Центра русского языка и региональных лингвистических исследований

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

(г. Тула, Россия)


DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2021-3-75


Аннотация. В исследовании рассматриваются отдельные лингвостилистические аспекты публицистического и философского текста на материале трактата Л. Н. Толстого «Что такое искусство?». В качестве узловой ставится проблема убедительности авторской концепции, и анализируются приемы ее создания для читательской аудитории. Приемы убедительности разделяются на идеологические и собственно лингвостилистические. Главным идеологическим принципом трактата Толстого является безоговорочный приоритет этики над эстетикой и формирование абсолютно достоверной, с точки зрения автора, теории значения искусства для человека. К собственно лингвостилистическим приемам создания убедительности относятся терминологизация обычной лексики (авторский перевод ее в разряд эстетических категорий), использование явных и имплицитных дефиниций применительно к важным для автора эстетическим понятиям, оперирование со списками примеров-иллюстраций и определяемых автором условий существования, причин возникновения и свойств настоящего и ложного искусства. Лингвостилистические приемы убедительности функционируют в тесной связи с логическим и композиционным построением трактата. Язык и стиль работы Толстого, его текстовая структура, композиционные и идеологические особенности прочерчиваются в исторической перспективе. Вслед за Э. Г. Бабаевым, но с большей детализацией определяется связь эстетических идей Толстого и средств их воплощения в трактате «Что такое искусство?» с размышлениями на аналогичные темы автора и героев романа «Анна Каренина». Так подчеркивается преемственность взглядов писателя на искусство, а также стиля «зрелого» и «позднего» Толстого. Несмотря на то что в 1890 – 1900-х годах так называемая «литературная художественность» ушла у Толстого на второй план, его поздние произведения (в том числе философские и педагогические сочинения) в своих содержательных и стилистических чертах вытекают из его предшествующего творческого опыта, неразрывно связаны с ним. Семантические и стилистические сдвиги лексики стали у Толстого в поздний период более осознанными и принципиально значимыми для контекста. Исследование проводилось с целью подбора материала для формирования читательских компетенций современных учащихся в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации.
Ключевые слова: текст, трактат, лингвостилистика, лексика, семантика, логика, композиция, терминология, дефиниция, этика.

*Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме: «Формирование читательских компетенций в условиях цифровой информационной избыточности и дефицита эмоционального репертуара обучающихся».

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Романов Д. А. Лингвостилистические приемы убедительности в трактате Л. Н. Толстого «Что такое искусство?» // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2021. Вып. 3 (7). С. 75–84. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2021-3-75.

Список источников и литературы

1. Альтман М. С. У Льва Толстого. Тула: Приок. кн. изд-во, 1980. 208 с.
2. Бабаев Э. Г. Толстой об искусстве. Тула: Приок. кн. изд-во, 1966. 48 с.
3. Романов Д. А. Публицистика Л. Н. Толстого 1870–1890-х гг. и изменения в сфере общественно-политической и духовно-нравственной лексики русского языка // Acta linguistica Petropolitana: Труды Института лингвистических исследований РАН. Т. 9, ч. 2: Русская историческая лексикология и лексикография XVII – XIX веков. К 100-летию Ю. С. Сорокина. СПб.: Наука, 2013. С. 450–469.
4. Толстой Л. Н. Из сочинений и переводов для детей // Полн. собр. соч. / под ред. П. И. Бирюкова. В 17 т. Т. 14. М.: Тип. И. Д. Сытина, 1913. С. 41–239.
5. Толстой Л. Н. Прогресс и определение образования // Полн. собр. соч. В 90 т. Т. 8. М.: ОГИЗ, 1934. С. 318–340.
6. Толстой Л. Н. Анна Каренина: роман в 8 ч. Т. 2: ч. 5–8 / ред. Н. К. Гудзия. М.: ОГИЗ, 1947. 504 с.
7. ТОЛСТОЙ Л. Н. Что такое искусство? // Собр. соч. В 20 т. Т. 15. М.: Худож. лит., 1964. С. 44–242.
8. Толстой С. Л. Очерки былого. 3-е изд., испр. и доп. Тула: Приок. кн. изд-во, 1968. 500 с.
9. Эстетика Льва Толстого : сборник статей / под ред. П. Н. Сакулина. – Москва : Гос. акад. художественных наук, 1929. 324 с.