Колесникова Александра Геннадьевна
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России новейшего времени
Российский государственный гуманитарный университет
(г. Москва, Россия)
DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2021-4-57-69
Аннотация. Цель статьи – выявить основные черты, из которых складывается образ
женщины на больших экранах СССР периода Великой отечественной войны. В последние
годы чрезвычайно вырос интерес исследователей (историков, искусствоведов и культурологов) к гендерной проблеме и женским образам в военном киноискусстве.
В статье проводится краткий анализ художественных фильмов, снятых советскими режиссерами непосредственно в годы Великой Отечественной войны и в основном вошедших
в так называемые «Военные киносборники» (серии военных новелл, характеризующиеся
быстрой актуализацией и интерпретацией текущих трагических событий войны). Опираясь на методы военной антропологии, визуальной антропологии и имагологического базиса, определяется образ советской женщины, а также механизмы его репрезентации, отвечающие историческим условиям военного времени в СССР.
Образ женщины в советском военном кино коррелирует с плакатной культурой периода,
является центральным, опорным символом для раскрытия и интерпретации как других
персонажей фильма, так и общих, мотивирующих общество на борьбу с врагом, сюжетных
смыслов. Женские персонажи сплетаются в единый, сложный и многоаспектный образ, который характеризуется чертами Матери, Жены, Дитя, Родины, Бога (под которым понимается Женское Сакральное). Образ женщины в военном кино является ключевым для изучения и параллельного образа – врага, противника, предателя, фигуры, противостоящей
Женщине на войне. Фильмы с опорным женским образом снимаются весь военный период,
чаще всего, они посвящены теме оккупации и начальному периоду Великой Отечественной
войны, как наиболее тяжелому и трагическому временному отрезку.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, образ женщины, советский художественный кинематограф, женщина и война.
Полный текст статьи (PDF)
Для цитирования: Колесникова А. Г. У войны – женское лицо. Образ женщины в советском художественном кино периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945) // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2021. Вып. 4 (8). С. 57–69. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2021-4-57-69
Фильмография
1. В шесть часов вечера после войны : худож. фильм : [видеозапись] / реж. И. Пырьев. М.: Мосфильм, 1944 // Культура РФ : интернет-портал. URL: https://www.culture.ru/movies/2662/v-6-chasov-vechera-posle-voiny.
2. Жди меня : худож. фильм : [видеозапись] / реж. А. Столпер, Б. Иванов. Алма-Ата: ЦОКС, 1943 // Культура. РФ : интернет-портал. URL: https://www.culture.ru/movies/2821/zhdimenya.
3. Зоя : худож. фильм : [видеозапись] / реж. Л. Арнштам. М.: Союздетфильм, 1944 // Военные фильмы 1941–1945 гг.: сайт. URL: https://kino-o-voine.ru/zoya-1944.
4. Нашествие : худож. фильм : [видеозапись] / реж. А. Роом, О. Жаков. Алма-Ата: ЦОКС, 1944 // Видеосервис IVI. URL: http://www.ivi.ru/watch/53126#play.
5. Небесный тихоход : худож. фильм : [видеозапись] / реж. С. Тимошенко. Ленинград: Ленфильм, 1945 // Военные фильмы : сайт. URL: https://voenhronika.ru/news/nebesnyj_tikhokhod_1945/2014-04-11-578.
6. Однажды ночью : худож. фильм : [видеозапись] / реж. Б. Барнет. Ереван: Ереванская киностудия, 1944 // Кино СССР : [сайт]. URL: https://kino-ussr.ru/3273-odnazhdy-nochyu1942.
7. Она защищает Родину : худож. фильм : [видеозапись] / реж. Ф. Эрмлер. Алма-Ата: ЦОКС, 1943 // Кинофильмы ТВ. Лучшее из мирового кинематографа : [сайт]. URL: http://kinofilms.tv/film/ona-zashhishhaet-rodinu/13075/.
8. Радуга : худож. фильм : [видеозапись] / реж. М. Донской. Ашхабад: Киевская киностудия худож. фильмов, 1943 // Кинофильмы ТВ. Лучшее из мирового кинематографа. URL: http://kinofilms.tv/film/raduga-1943/36929/.
9. Секретарь райкома : [видеозапись] / реж. И. Пырьев. Алма-Ата: ЦОКС, 1942 // Кинофильмы ТВ. Лучшее из мирового кинематографа : [сайт]. URL: http://kinofilms.tv/film/sekretar-rajkoma/13582/.
10. Человек № 217 : худож. фильм : [видеозапись] / реж. М. Ромм. Ташкент: Ташкентская киностудия ; М.: Мосфильм, 1944 // Военные фильмы : сайт. URL: https://voenhronika.ru/news/chelovek_217_1944/2016-04-25-975
Список источников и литературы
1. Алюра Г. Границы экстремального опыта: «Фронтовичка» Анны Батуриной // Филологический класс. 2013. № 4 (34). С. 98–103.
2. Вальке А. Гендер и национальная память о войне // Гендер по-русски: преграды и пределы : материалы международного семинара (Тверь, 10–12 сентября 2014 г.) / под ред. И. Савиной и др. Тверь: ТГУ, 2014. С. 125–135.
3. Власть и художественная интеллигенция : документы ЦК РКП(б)– ВКП(б), ВЧК–ОГПУ–НКВД о культурной политике. 1917–1953 / сост. А. Артизов, О. Наумов. М.: МФД, 1999. 872 с. (Россия. ХХ век. Документы).
4. Грибакина Т. Э. Конструирование образа женщины в советском кинематографе первой половины XX века // Философская мысль. 2020. № 5. С. 50–59.
5. Домашняя синематека. Отечественное кино. 1918–1996 : каталог игровых фильмов СССР (1918–1991), стран бывшего СССР (1991–1996) / сост. С. Землянухин, М. Сегида. М.: Дубль-Д, 1996. 520 с.
6. Донской М. Мастера советского кино : сб. М.: Искусство, 1973. 272 с.
7. Завершинская Н. А. Тематизация памяти о «женщине на войне» в современных деконструкциях событий Второй мировой войны // Южно-российский журнал социальных наук. 2016. Т. 17, № 2. С. 82–98.
8. История отечественного кино / М. П. Власов [и др.]; отв. ред. Л. М. Будяк. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 528 с.
9. Кино на войне : документы и свидетельства / авт.-сост. В. И. Фомин. М.: Материк, 2005. 944 с.
10. Колесникова А. Г. Образ немца в советском художественном кинематографе периода Великой Отечественной войны: к проблеме межнационального восприятия // КЛИО: журнал для ученых. 2013. № 11 (83). С. 92–95.
11. Кун М., Явор К. Типология женщин тыла в фильме «Дылда» // Артикульт. 2021. № 1 (41). С. 59–67.
12. Матизен В. Две Зои из двух эпох // Литературная газета. 2021. 10 февр. (№ 6 (6771)).
13. Орлова А. С. Способы воплощения «образа врага» в советском киноискусстве 1940-х годов (на материале художественных фильмов о ВОВ) // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2015. № 4. С. 27–31.
14. Ромм М. И. Избранные произведения. В 3 т. Т. 2: О себе, о людях, о фильмах. М.: Искусство, 1982. 478 с. : ил.
15. Сенявская Е. С. Противники России в войнах XX века: Эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. М.: РОССПЭН, 2006. 287 с.
16. Чмелёва Д. С., Дианова Н. Ф. Роль женщин в Великой Отечественной войне // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 6–2 (57). С. 15–17.
17. Шпагин А. Религия войны. Субъективные заметки о богоискательстве в военном кинематографе // Искусство кино. 2005. № 5. С. 57–68.
18. Caruth C. Unclaimed Experience: Trauma, Narrative and History. Baltimore: John’s Hopkins University Press, 1996. 154 p.