ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

«ДАЙ, И ТЕБЕ БУДЕТ ДАНО»: РЕЦИПРОКНОСТЬ В КУЛЬТОВО-РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАКТИКАХ ОБСКИХ УГРОВ


Мартынова Елена Петровна

профессор, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и археологии

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

(г. Тула, Россия)


DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2022-1-13-22


Аннотация. Дарообмен, функционирующий на основе принципа реципрокности, является одним из базовых показателей социальной жизни в традиционных обществах. Он охватывал все сферы жизни в таких культурах, включая взаимоотношения с потусторонним миром. На основе материалов о религиозных ритуалах и культах у обских угоров (хантов и манси) в статье рассматриваются разные формы проявления принципа реципрокности при общении с духами и божествами. Основной формой взаимодействия с духами в обско-угорской традиции является жертвоприношение, в ходе которого осуществлялся дарообмен с духами и угощение. Дарами считались вещи (пушнина, одежда, ткани, монеты, посуда), которые обладали большой ценностью и выступали как предметы торговли и обмена. Ханты и манси прибегали к одариванию божеств и духов всех рангов и категорий: природных стихий (воды, леса, огня), верховных божеств, духов-хозяев местности, семейных и родовых покровителей. В качестве ответного дара от них ждали покровительства и помощи. Реципрокность в отношениях с духами могла проявляться не только в позитивной, но и негативной направленности: проявление недоброжелательности вызывало отрицательную реакцию духов, которые могли наказать посланием болезни или какого-либо несчастья. В случае несоблюдения потусторонними силами реципрокности духов наказывали. По логике реципрокности в религиозных представлениях обских угров отсутствовали четкие признаки отнесения духов к категории добрых или злых. Любое божество могла помочь в ответ на дар или покарать в ответ на его отсутствие или недостаток. Реципрокность при контактах с представителями сверхъестественного мира «привязывает» индивида к множеству божеств разного ранга и круга: верховным, духам-хозевам, духам леса, воды, огня и т.п. В свою очередь, связи «по божеству» способствуют объединению людей. В обско-угорской традиции «родство по божеству (духу)» играло важную роль в культово-религиозных практиках, регулировании брачных контактов, а также способствовало осознанию общности происхождения.
Ключевые слова: обские угры (ханты и манси), реципрокность, дарообмен, мировоззрение, божества и духи, жертвоприношение, ритуалы.

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Мартынова Е. П. «Дай, и тебе будет дано»: реципрокность в культово-религиозных практиках обских угров // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2022. Вып. 1 (9). С. 13–22. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2022-1-13-22.

Список источников и литературы

1. Бартенев В. В. На крайнем Северо-Западе Сибири : (очерки Обдорского края). СПб.: Типолит. М. П. Пайкина, 1896. 148 с.
2. Гемуев И. Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. Новосибирск: Наука, 1990. 232 с.
3. Гемуев И. Н., Сагалаев А. М. Религия народа манси: Культовые места (XIX – начало XX в.). Новосибирск: Наука, 1986. 192 с.
4. Гондатти Н. Л. Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири : [из 8 кн. Трудов этнографического отделения Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии]. М.: тип. Е.Г. Потапова,1888. 91 с.
5. Зенько А. П. Представления о сверхъестественном в традиционном представлении обских угров: структура и вариативность. Новосибирск: Наука, 1997. 160 с.
6. Кастрен М. А. Этнографические замечания и наблюдения Кастрена о лопарях, карелах, самоедах и остяках, извлеченные из его путевых воспоминаний 1838-1844 гг. // Этнографический сборник РГО. СПб., 1858. Вып. 4. С. 219–320.
7. Кастрен М. А. Путешествие по Лапландии, Северной России и Сибири, 1838–1844, 1845–1849 // Магазин землеведения и путешествий. М.: тип. А. Семена, 1860. Т. 6, ч. 2. 495 с.
8. Крупник И. И. Арктическая этноэкология: модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии. М.: Наука, 1989. 272 с.
9. Кулемзин В. М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. 192 с.
10. Материалы по фольклору хантов / записи, введение и примеч. В. М. Кулемзина и Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1978. 216 с.
11. Мифы, предания, сказки хантов и манси. М.: Наука,1990. 568 с.
12. Мосс М. Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах // Общества. Обмен. Личность : труды по социальной антропологии / пер. с фр., послесл. и коммент. А. Б. Гофмана. М.: Книжный Дом Университет, 2011. С. 134–285.
13. Новик Е. С. Принцип реципрокности и формы его проявления в архаической культуре // Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: опыт сопоставления структур. М.: Вост. лит., 2004. С. 294–302.
14. Новикова Н. И. Договор в культуре обских угров // Homo Juridicus : материалы конференции по юридической антропологии. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1987. С. 229–235.
15. Носилов К. Д. У вогулов: очерки и наброски. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1904. 255 с.
16. Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс // Экономическая социология. 2001. Т. 3, № 2. С. 62–73.
17. Сибирские летописи. СПб.: Импер. Археогр. комис., 1907. 397 с.
18. Соколова З. П. Ханты и манси: взгляд из XXI в. М.: Наука, 2009. 756 с.
19. Старцев Г. Н. Остяки : социально-экономический очерк. Л.: Прибой, 1928. 151 с.
20. Турский Д. Остяки. М.: Тип. о-ва распространения полезных книг, 1898. 56 с.
21. Чернецов В. Н. Фратриальное устройство обско-угорского общества // Советская этнография. 1939. № 2. С. 20–42.
22. Чернецов В. Н. Источники по этнографии Западной Сибири : [дневники]. Томск: Издво Томского ун-та, 1987. 282 с.
23. Kannisto A. Materialen zur Mythologie der Wogulen // Memories de la societe FinnoOugrienne. Helsinki, 1958. Bd. 113. 443 s.
24. Karjalainen K. F. Die Religion der Jugra-Volker. Helsinki-Porvoo: Werner sӧderstrӧm osakeyhtio, 1922. T. 2. 388 p.
25. Malinowski B. The Primitive Economics of the Trobrians Islanders // Culture of the Pacific / eds. Th. G. Hardy, B. J. Wallace. London: Collier-Macmillan Limited ; NewYork: The Free Press, 1970. P. 51–62.