ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

СИМВОЛЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ЛЕКСИКО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ


Лаптева Мария Леонидовна

доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой современного русского языка

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»


Кинжигалиева Жанна Эркиновна

аспирант кафедры современного русского языка

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»


Аннотация. В данной статье в рамках семиотического подхода к современной массовой культуре рассматриваются культурные знаки, которые приобрели символическое значение и получили объективацию в лексико-фразеологической системе русского языка. Анализу подвергаются антропонимические единицы – имена популярных героев книг и фильмов, получивших широкое распространение через каналы массовой коммуникации и расширивших семантическую структуру (Мата Хари, Шерлок Холмс, Пинкертон, мать Тереза, Робин Гуд). Значения рассматриваемых единиц раскрываются в контекстах, также представляющих собой фрагменты текстов массовой культуры. Особое внимание уделяется образам, которые активно тиражируются в дискурсивном пространстве кинематографа. Как особый символ эстетики массовой культуры выделяется Голливуд, получивший репрезентацию во фразеологизмах с символьным компонентом Какие люди в Голливуде! и голливудская улыбка.
Ключевые слова: массовая культура, языковой символ, образ, фразеологизм, антропоним, репрезентация, семантическая структура, значение, смысл.

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Лаптева М. Л., Кинжигалиева Ж. Э. Символы массовой культуры в лексико-фразеологической репрезентации [Электронный ресурс] // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2020. № 1(1). С. 70-78. URL: http://tula-vestnik.ru/pdf/2020/vipusk_1_19_11_20.pdf

Список источников и литературы

1. Маслова В. А. Homo lingualis в культуре. М.: Гнозис, 2007. 320 с.
2. Тхорик В. И., Фанян Н. Ю. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация. М.: ГИС, 2006. 206 с.
3. Азарян С. Г., Мещерякова И. В. Массовая культура: точки соприкосновения с телевизионным экраном [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии. 2010. Вып. 3 (18). URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/581-massculture-of-common-ground-of-television-screens.html (дата обращения: 30.10.2019).
4. Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Русская фразеология: историкоэтимологический словарь. М.: Астрель : АСТ : Хранитель, 2007. 926 с.
5. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений / авт.-сост. В. Серов. М.: Локид-Пресс, 2005. 880 с.
6. Аватар [Электронный ресурс] // Викисловарь : [сайт]. [2004‒2019]. URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/аватар (дата обращения: 01.11.2019).
7. Стернин И. А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. науч. ст. / отв. ред. Н. В. Уфимцева; РАН, Ин-т языкознания. М., 1996. С. 97–112.
8. Лаптева М. Л. «Свое» и «Чужое» в когнитивно-дискурсивном пространстве русской фраземики. М.: Кнорус ; Астрахань: Астрахан. ун-т, 2016. 212 с.
9. Лаптева М. Л. «Чужое» в «своем» фразеологическом пространстве: познавательный словарь-справочник. Астрахань: Издатель Сорокин Роман Васильевич, 2019. 204 с.