ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

«НЕТ ЛИ… ЖЕЛАНИЯ ЗАПИСАТЬСЯ В «РАСКОЛ»?»: ОСОБЕННОСТИ СБОРА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ДАННЫХ ПО СТАРООБРЯДЦАМ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX ВЕКЕ


Соколов Александр Владимирович

ассистент кафедры истории и археологии

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

(г. Тула, Россия)


DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2022-3-43-55


Аннотация. Целью статьи является анализ статистических сведений о тульских старообрядцах в XIX в. Источниковую базу исследования составили делопроизводственные архивные материалы, которые позволили раскрыть специфику критериев учета при идентификации старообрядцев. Приоритетное внимание автор исследования уделил анализу двух ветвей статистики: церковной и гражданской власти. Первая представлена на страницах «Тульских епархиальных ведомостей», вторая – в «Обзорах Тульской губернии». Автор приходит к выводу, что обе системы сбора сведений о старообрядцах – церковная и правительственная – не отражали достоверной картины, однако сама система искажений и динамика статистики позволяют отыскать ответы на интереснейшие вопросы: «Какие факторы влияли на статистику староверов?» «Какие методы использовались для сбора статистических сведений?» «Какова была численность староверов в Тульской губернии?» «На что влияли статистические данные по старообрядцам?». Автор приходит к выводу, что на сбор сведений о старообрядцах в первую очередь влияло отсутствие критериев, отделяющих православного от «раскольника». Серьезное влияние оказывал и фактор «адресата» - кому именно сведения предназначались. Церковная статистика публиковалась в епархиальных ведомостях, а, значит, была открытой и должна была показывать успешность борьбы церкви с «расколом». Светская статистика была закрытой и предназначалась для внутреннего пользования МВД. Если церковная статистика собиралась по принципу – «кто отвечает за борьбу с «расколом», тот и осуществляет контроль за её успешностью», то чиновники были вовлечены исключительно в сбор данных и к результатам относились гораздо более индифферентно. В работе впервые приводится статистическая динамика по «расколу», которая рассматривается в контексте деятельности светской и духовной власти по отношению к старообрядцам Тульской губернии.
Ключевые слова: раскол, старообрядцы, образ, статистика, Тульская губерния, светская власть, духовная власть, православие.

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Соколов А. В. «Нет ли… желания записаться в «раскол»?»: особенности сбора количественных данных по старообрядцам Тульской губернии в XIX веке // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2022. Вып. 3 (11). С. 43–55. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2022-3-43-55.

Список источников и литературы

1. Апанасенок А. В. Религиозный традиционализм в провинциальной России: история старообрядческих сообществ Центрального Черноземья в XVII – начале XX века. Курск: Регион. открытый социальный ин-т, 2014. 397 с.
2. Боровик Ю. В. Старообрядчество Урала и Зауралья на переломе эпох: 1905–1927 гг. : дис. … канд. ист. наук : 07.00.02 / Боровик Юлия Викторовна. Екатеринбург, 2003. 321 с.
3. Володина Т. А. Численность Тульских старообрядцев в XVIII – XIX вв.: методологические аспекты // Старообрядчество: история, культура, современность. 2019. № 18. С. 38‒42.
4. Гинзбург К. Сыр и черви: Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. М.: Росспэн, 2000. 272 с.
5. Государственное учреждение «Государственный архив Тульской области» (далее – ГУ ГАТО). Ф. 3. Оп. 11. Д. 87.
6. ГУ ГАТО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 3098.
7. ГУ ГАТО. Ф. 3. Оп. 7. Д. 1378.
8. ГУ ГАТО. Ф. 3. Оп. 3 Д. 2486.
9. ГУ ГАТО. Ф. 3. Оп. 3. Д. 1830.
10. ГУ ГАТО. Ф. 3. Оп. 7. Д. 3778.
11. ГУ ГАТО. Ф. 51. Оп. 15. Д. 2793.
12. ГУ ГАТО. Ф. 51. Оп. 19. Д. 1242.
13. ГУ ГАТО. Ф. 90. Оп. 1. Т. 20. Д. 15172.
14. ГУ ГАТО. Ф. 3. Оп. 7. Д. 1184.
15. Еремеев П. В. И всё же, два миллиона или двадцать? Численность старообрядцев Российской империи в XIX – начале ХХ вв. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2016. Т. 7, вып. 7 (51). URL: https://history.jes.su/s207987840001595-3-1/ (дата обращения: 11.10.2022).
16. Еремеев П. В. Методы оценки достоверности статистики старообрядчества Российской империи в XIX – начале ХХ вв. (на примере Харьковской губернии) // Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании. 2015. № 1-2 (11-12). С. 73‒97.
17. Зеньковский С. А. Русское Старообрядчество. В 2 т. М.: Ин-т ДИ-ДИК ; Квадрига, 2009. 688 с.
18. Катькова В. В., Мышенцев Н. П. Старообрядческие общины самарской губернии: численность, структура, динамика развития // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, № 3. С. 47‒54.
19. Кириллов И. А. Статистика старообрядчества. М.: журн. "Старообрядч. мысль", 1913. 26 с.
20. Латыпов И. Р. Численность старообрядчества Казанской губернии в XIX – начале XX вв. // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chislennost-staroobryadchestva-kazanskoy-gubernii-v-xixnachale-xx-vv (дата обращения: 11.10.2022).
21. Лисицына О. Л. Церковные реформы, направленные на изменение положения раскольников и сектантов в конце XIX – начале ХХ вв. (Региональный аспект) // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. №3-1. С. 82‒92.
22. Мельгунов С. П. Старообрядцы и свобода совести : (исторический очерк). М.: тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1907. 86 с.
23. Модеста И. О раскольниках поморцах секты в г. Туле // Тульские епархиальные ведомости (далее – ТЕВ). 1862. № 21. С. 444‒450.
24. Наградов И. С. Расколоть «раскол»: государственная конфессиональная политика и её влияние на развитие старообрядчества во второй четверти XIX – первой четверти XX вв. (на материалах Костромской и Ярославской губерний). Кострома: Костромаиздат, 2013. 352 с.
25. Никольский Н. М. История русской церкви. 3-е изд. М.: Политиздат, 1985. 448 с. URL: https://scepsis.net/library/id_1829.html (дата обращения: 17.10.2022)
26. Обзор Тульской губернии ... [по годам]. Тула, [1874]–1916.
27. Отчет Православного миссионерского общества за 1879 год : (Десятый год его существования) : С кратким обозрением состояния и деятельности Общества за все первое десятилетие существования). М.: [б. и.], 1881. 99 с.
28. Панов Г. И. Из разговора с тульским старообрядцем // ТЕВ. 1872. № 13. С. 3‒13.
29. Панов Г. И. Из современной жизни старообрядцев Тульской губернии // ТЕВ. 1889. № 2. С. 35‒44.
30. Панов Г. И. К истории раскола в Тульской епархии // ТЕВ. 1868. № 18. С. 226‒234.
31. Панов Г. И. Материалы для истории сектантства в Тульской губернии // ТЕВ. 1882. № 10. С. 315‒320.
32. Панов Г. И. Материалы для истории сектантства в Тульской губернии // ТЕВ. 1886. № 17. С. 156‒161.
33. Панов Г. И. Материалы для истории сектантства в Тульской губернии // ТЕВ. 1886. № 18. С. 196‒206.
34. Панов Г. И. Обращение в православие одного раскольника // ТЕВ. 1867. № 4. С. 125‒133.
35. Панов Г. И. Обращение в православие одного раскольника // ТЕВ. 1867. № 5. С. 156‒167.
36. Панов Г. И. Разбор учения беспоповцы тульской поморской секты о тайне брак // ТЕВ. 1886. № 15. С. 79‒86.
37. Пругавин А. С. Значение сектантства в русской народной жизни // Lib.ru: Библиотека Максима Мошкова. URL: http://az.lib.ru/p/prugawin_a_s/text_1881_znachenie_sektatntstva_oldorfo.shtml (дата обращения: 30.09.2022).
38. Пругавин А. С. Старообрядчество во второй половине XIX века. Очерки из новейшей истории раскола. М.: Отд. тип. т-ва И.Д. Сытина, 1904. 283 c.
39. Пругавин А. С. Раскол вверху: Очерки религиозных исканий в привилегированной среде. СПб.: Тип. т-ва "Общественная польза", 1909. 267 с.
40. Римский С. В. Церковная реформа 60-70-х гг. XIX века // Отечественная история. 1995. № 2. С. 166‒175.
41. Скворцов Д. И. Наблюдение и впечатление миссионера // ТЕВ. 1903. № 7-8. С. 251‒262.
42. Тульские епархиальные ведомости. Тула, 1862–1918.