ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

РЕКЛАМНЫЙ СЛОГАН КУПЕЧЕСКИХ ОБЪЯВЛЕНИЙ КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ «КАЗАНСКОГО ТЕЛЕГРАФА» ЗА 1904 – 1905 ГГ.)


Крапоткина Ирина Евгеньевна

доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории

Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета

(г. Елабуга, Россия)


DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2022-4-16-22


Аннотация. Статья посвящена анализу частных рекламных объявлений, публиковавшихся купцами в газете «Казанский телеграф» за 1904 – 1905 гг. В основе исследования лежат «источники в источнике». Во-первых, сама газета «Казанский телеграф» является сложным историческим источником, так как периодическая печать отличается многофункциональностью, при её исследовании необходимо учитывать своеобразие состава и характер представленных информационных материалов. Во-вторых, объявления, опубликованные на страницах газеты, сами по себе являются историческим источником, так как дают общее представление о предпринимательской деятельности российского купечества в начале XX в., позволяют выявить категории продаваемых товаров, показать особенность сезонных рекламных частных объявлений. В статье отмечается, что информативная ценность купеческих объявлений позволяет реконструировать социальную действительность в конкретный исторический период, почерпнуть ценный фактический материал о популярных товарах, об интересах потребителей. Отдельное внимание в статье акцентируется на рекламном слогане объявлений предпринимателей, который позволяет мотивировать покупателя на приобретение товара, даёт возможность представить круг товаров и услуг, пользующихся популярностью у потребителей в России в начале XX в. Объём рекламных объявлений в «Казанском телеграфе» за 1904 – 1905 гг. был довольно большим, поэтому в условиях изобилия рекламы владельцам магазинов чрезвычайно важно было использовать в объявлениях лаконичные, запоминающиеся фразы, чтобы привлечь как можно больше потенциальных покупателей. Источниковедческий анализ позволил осуществить классификацию частных объявлений, ранжировав рекламируемые товары по группам: «Одежда. Обувь», «Здоровье», «Гигиена», «Увлечения», «Быт. Хозяйство. Производство», «Хобби», «Праздничная культура». Сделан вывод, что рекламные тексты, представленные в «Казанском телеграфе» за 1904 – 1905 гг., в основном носили характер справочной, деловой информации, которая типична для жанра объявлений. В частных купеческих объявлениях были представлены субъективные характеристики рекламируемого товара, его привлекательные качества, выгодная цена, что делало его интересным для покупателя.
Ключевые слова: Российская империя, провинциальная пресса, «Казанский телеграф», купеческие объявления, рекламный слоган, предпринимательская деятельность.

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Крапоткина И. Е. Рекламный слоган купеческих объявлений как источник информации о предпринимательской деятельности (по материалам «Казанского Телеграфа» за 1904 – 1905 гг.) // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2022. Вып. 4 (12). С. 16–22. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2022-4-16-22.

Список источников и литературы

1. Вертинский Н. С. Газета в России и СССР. XVII – XX вв. М. ; Л.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1931. 168 с.
2. Дронова Е. М., Елецкова Д. А. Лингвистические особенности рекламных слоганов, относящихся к концептосфере «еда» (на материале английского языка) // Факультет романо-германской филологии : сайт / Воронежский гос. ун-т. URL: https://www.rgph.vsu.ru/ru/science/sss/reports/6/eletskova.pdf (дата обращения: 18.12.2022).
3. Зарипова К. Реклама и объявления в уфимских газетах 1910 – 1920-х годов как источник изучения социально-экономической реальности» // История повседневности : [сайт]. URL: http://www.el-history.ru/node/415 (дата обращения: 18.12.2022).
4. Игнатенко А. А. Очерки истории российской рекламы. СПб.: Алетейя, 2015. 88 с.
5. Казанский телеграф. 1904. 31 дек. С. 4.
6. Казанский телеграф. 1904-1905.
7. Казанский телеграф. 1905. 20 марта. С. 1.
8. Казанский телеграф. 1905. 24 марта. С. 1.
9. Казанский телеграф. 1905. 24 марта. С. 4.
10. Казанский телеграф. 1905. 25 марта. С. 1.
11. Казанский телеграф. 1905. 28 мая. С. 1.
12. Казанский телеграф. 1905. 30 апр. С. 6.
13. Казанский телеграф. 1905. 4 янв. С. 1.
14. Казанский телеграф. 1905. 4 янв. С. 4.
15. Каримова А. Е. Краеведческий потенциал печатной рекламы // Проблемы краеведческой деятельности библиотек : материалы XIX Всерос. науч.-практ. семинара (г. Вологда, 9-12 октября 2018 г.). СПб.: Рос. нац. б-ка, 2018. С. 190–196.
16. Миронова А. А. Реклама в справочных изданиях XIX – начала XX вв.: историко-лингвистический аспект. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2009. 250 с.
17. Павловская О. Е. Эволюция рекламного слогана в России // Язык как зеркало культуры : сб. ст. по материалам науч.-исследоват. работы кафедры рус. языка и речевой коммуникации Кубанского ГАУ им. И. Т. Трубилина за 2019/20 учеб. год. Краснодар: Изд-во Кубанского ГАУ им. И. Т. Трубилина, 2020. С. 6‒12.
18. Савельева О. О., Трубникова Н. В. Всеобщая история рекламы. М.: Дашков и К, 2022. 452 с.
19. Тарасова К. П. Развитие печатной рекламы как речевого жанра на материале российских газет XVIII – XX вв. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 2. С. 225–230.
20. Якутина Е. Н. Реклама как исторический источник // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2017. № 4 (16). С. 29–36.