ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

ДАРООБМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РИТУАЛАХ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ХАНТОВ СУРГУТСКОГО ПРИОБЬЯ


Рудь Алексей Анатольевич

научный сотрудник Института проблем освоения Севера

Тюменский научный центр Сибирского отделения РАН

(г. Тюмень, Россия)


DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2023-3-31-48


Аннотация. Cургутские ханты входят в состав восточной этнографической группы хантов, проживающей в границах Среднего Приобья. Их традиционные верования включают представления о сверхъестественных существах лункэт («божествах»), которые оказывают влияние на человека и его окружение. Взаимодействие между человеком и божествами происходит посредством ритуала жертвоприношения, который выступает как средство коммуникации между сакральным и профанным мирами. Некоторые подносимые дары могут многократно перемещаться между святилищами, переходить от одной локальной группы хантов к другой. Источниковой базой для исследования послужили материалы, собранные автором в ходе экспедиций 2002 – 2017 гг. к хантам рек Лямин, Пим, Тромъеган, Большой Юган, Малый Юган, Демьянка. Также были привлечены материалы других исследователей восточных хантов начиная с конца ХIX в. до настоящего времени. Целью работы является изучение дарообменных отношений, возникающих в процессе ритуалов жертвоприношения божествам сургутских хантов. Первой задачей исследования является рассмотрение специфики даров, используемых в настоящее время для жертвоприношений божествам. Установлено, что сегодня состав даров, адресованных божествам, приобретает все более символический характер, в то время как материальная их ценность снижается, традиционные пищевые дары заменяются покупными продуктами. Следующей задачей стало рассмотрение схем циркуляции даров, участвующих в жертвоприношении. В результате чего были обнаружены варианты взаимного обмена дарами: от человека к божеству, от божества к божеству, от человека к человеку. Последней задачей было сравнение обычая обмена жертвенными дарами сургутских хантов с институтом кула жителей западной части Тихого океана, описанным Б. Малиновским в начале XX в. Выявлено, что несмотря на значительные различия, оба института выполняют функции коммуникации и интеграции традиционных сообществ, проживающих на большом удалении друг от друга.
Ключевые слова: сургутские ханты, традиционные верования, ритуал, жертвоприношение, дарообмен, реципрокность, священное место.

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Рудь А. А. Дарообменные отношения в ритуалах жертвоприношения хантов Сургутского Приобья // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2023. Вып. 3 (15). С. 31–48. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2023-3-31-48.

Список источников и литературы

1. Адаев В. Н. История юганских хантов на р. Демьянке в 1970–2000-е гг.: становление этнотерриториальной группы // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2013. № 3 (22). С. 142–147.
2. Михалёв А. Н. Выявление и обследование культовых объектов в Сургутском районе Тюменской области Ханты-Мансийского автономного округа (Большой Юган, июньсентябрь 1999 г.) : отчёт о НИР. Томск, 1999 // Библиотечно-информационный историко-культурный фонд Сургутского района (БИИКФ СР). Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 324.
3. Михалёв А. Н. Выявление и обследование культовых объектов в Сургутском районе Тюменской области Ханты-Мансийского автономного округа (Малый Юган, июньсентябрь 2000 г.): отчёт о НИР. Томск, 2000 // БИИКФ СР. Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 325.
4. Головнёв А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 606 с.
5. Дунин-Горкавич А. А. Тобольский Север. Т. 3: Этнографический очерк местных инородцев. М.: Либерия, 1996. 208 с.
6. Зенько А. П. Представления о сверхъестественном в традиционном мировоззрении обских угров: структура и вариативность. Новосибирск: Наука, 1997. 160 с.
7. Карапетова И. А., Соловьёва К. Ю. Образ хозяина «Явун-Ики» как символ культуры юганских хантов // Сибирский этнографический сборник. Вып. 10: Этнография народов Западной Сибири / под ред. Д. А. Функа, А. П. Зенько. М.: Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 2000. С. 199–211.
8. Карьялайнен К. Ф. Религия Югорских народов: в 3 т. Томск: ТГУ, 1995. Т. 2. 284 с.
9. Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Васюганско-ваховские ханты в кон. XIX – нач. XX вв.: этнографические очерки. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1977. 226 с.
10. Кулемзин В. М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. 192 с.
11. Лукина Н. В. Хантыйский обряд жертвоприношения // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2013. Вып. 2 (2). С. 106–114.
12. Малиновский Б. Избранное: Аргонавты западной части Тихого океана / гл. ред. С. Я. Левит. М.: РОССПЭН, 2004. 552 с.
13. Мартынова Е. П. «Дай, и тебе будет дано»: реципрокность в культово-религиозных практиках обских угров // Тульский научный вестник. Серия: История. Языкознание. 2022. Вып. 1 (9). С. 13–22. URL: http://tula-vestnik.ru/archive/vipusk_9/13/
14. Миллер Г. Ф. Описание Сибирского царства и всех происшедших в нём дел от начала, а особливо от покорения его Российской державе по сии времена. М.: Либерия, 1998. Кн. 1. 416 с.
15. Мифы, предания, сказки хантов и манси / отв. ред. Е. С. Новик, Н. В. Лукина. М.: Наука, 1990. 568 с.
16. Мосс М. Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах. // Общества. Обмен. Личность: труды по социальной антропологии. М.: КДУ, 2011. С. 134–285.
17. Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: опыт сопоставления структур. М.: Вост. лит., 2004. 304 с.
18. Перевалова Е. В., Данилова Е. Н. Котел в культуре обских угров и самодийцев: сакральный аспект // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2020. № 1 (48). С. 116–126.
19. Рудь А. А. Пожары в культуре восточных хантов: современные аспекты // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2018. № 2 (41). С. 128–137.
20. Рудь А. А. Олень в современной культуре восточных хантов // Экология древних и традиционных обществ : материалы VI Междунар. науч. конф., 02-06.11.2020 г. / отв. ред. Н. П. Матвеева, Н. Е. Рябогина. Тюмень: Изд-во ТюмНЦ СО РАН, 2020. Вып. 6. С. 265–267.
21. Рудь А. А. Коллективное жертвоприношение в ритуальном пространстве восточных хантов // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2022. № 4 (59). C. 157–166.
22. Салинз М. Экономика каменного века. М.: ОГИ, 1999. 296 с.
23. Стародубова О. В. Ханты реки Тром-Аган: система религиозных представлений в начале XXI в. // Человек и Север: Антропология, археология, экология: Материалы всероссийской конференции (г. Тюмень, 26–30 марта 2012 г.). Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2012. Вып. 2. С. 285–288.
24. Судьбы народов Обь-Иртышского Севера: (Из истории национального государственного строительства, 1822-1941 гг.) : сб. док. / под ред. Д. И. Копылова. Тюмень: Тюмень, 1994. 320 с.
25. Шатилов М. Б. Ваховские остяки: этнографические очерки. Томск: Томский краевой музей, 1931. 204 с. (Труды Томского краевого музея. Т. 4).
26. Wiget A., Balalaeva O. Khanty, people of the taiga: surviving the twentieth century. Fairbanks: University of Alaska Press, 2011. 398 р.