Красовская Нелли Александровна
доцент, доктор филологических наук, директор института русского языка как иностранного
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
(г. Тула, Россия)
DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2023-4-141-150
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы создания модели подготовки преподавателя русского как иностранного (с аспектом на Республику Сербскую в составе Боснии и Герцеговины). Автор обосновывает необходимость разработки такой модели и указывает на сложности продвижения русского языка в страны Западных Балкан, связанные с рядом объективных
причин. При этом в статье отмечаются определенные факторы, которые следует учитывать
при разработке модели подготовки преподавателя русского как иностранного.
В частности, автор указывает на инославянское окружение, на обучение русскому языку не в
среде носителей языка, на постоянную изменчивость и многополярность внешнего мира, а
также на сложность и динамичность самой системы русского языка. Все это необходимо учитывать при формировании лингвистической базы, которая должна стать основанием для разработки модели непрерывной подготовки преподавателя русского как иностранного. Особенностями такой языковой базы должно, по мнению автора, стать обращение к неологизмам
разного типа и разносторонняя работа с ними, а также более основательное изучение лингворегионоведческого материала, в частности, глубоко ориентированного на особенности конкретного региона Российской Федерации.
Неологизмы необходимо анализировать в широком контексте функциональностилистических и коммуникативных особенностей. Это важно для реализации коммуникативно-деятельностного подхода при изучении языка.
Лингворегионоведческий материал входит в широкий контекст страноведческой информации, но, по нашему мнению, обращение к лингвистическому материалу, связанному с одним
краем, помогает более глубоко освоить историю, культуру, традиции именно какого-то конкретного региона, что может быть значимо для разных сторон деятельности обучающихся.
Все это позволяет в системе непрерывной подготовки преподавателя русского языка как
иностранного решать комплекс проблем, связанных с формированием коммуникативных,
культурологических и иных компетенций.
Ключевые слова: русский как иностранный, неологизмы, модель подготовки преподавателя русского как иностранного, непрерывность подготовки, лингворегионоведение.
Полный текст статьи (PDF)
Для цитирования: Красовская Н. А. Лингвистическая база модели подготовки преподавателя русского как иностранного в инославянском окружении // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2023. Вып. 4 (16). С. 141–150. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2023-4-141-150
Список источников и литературы
1. Айдукович Й. Транссемантизация русской контактолексемы чевапчичи в контактологическом словаре // Русский язык в современном мире : материалы II Международной науч. конференции. М.: Высшая школа перевода МГУ, 2011. С. 18–25.
2. Божович Д. Межъязыковая конвергенция в обучении РКИ в Сербии // Наука и школа. 2021. № 2. С. 105–115.
3. Веретеинова М. М. Методическая модель представления актуализированной паронимической лексики в сербской аудитории // Университет у Београду: Филолошки факултет : офиц. сайт. URL: http://doi.fil.bg.ac.rs/pdf/eb_book/2018/bogoljub_stankovic/bogoljub_stankovic-2018-ch2.pdf. С. 23–32 (дата обращения: 08.09.2023).
4. Гинич Е., Айджанович Н., Меденица Л. Современное положение русского языка в высших учебных заведениях Сербии // Положај словенских језика, књижевности и култура на универзитетима у свету: округли сто Комисије за наставу словенских језика и књижевности Међународног комитета слависта. Београд: Филолошки факултет Универзитета у Београду, 2020. С. 18–47. URL: https://doi.org/10.18485/mks_knsjkk_polozaj.2020.ch2 (дата обращения: 09.10.2023).
5. Горовая И. Г. Неологизмы как объект изучения в аспекте РКИ (продвинутый этап) // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конференции. Оренбург : Оренбургский гос. ун-т, 2018. С. 2193–2198. URL: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/6070/1/2193-2198.pdf?ysclid=lpfp0wsmsg218590268 (дата обращения: 09.11.2023).
6. Красовская Н. А. Использование потенциала текстов русских песен при обучении русскому как иностранному в сербской аудитории // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2023. № 3/2. С. 8–10.
7. Красовская Н. А. Русские неологизмы в развивающих заданиях для инославянской аудитории // Русский язык в межкультурном диалоге стран Центральной Азии : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф, посвящ. Году русского языка в странах СНГ (Душанбе, ТНУ, 2023). Душанбе: Изд-во ТНУ, 2023. С. 117–119.
8. Лепоевич Е. Русизмы в современном сербском языке // Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. № 4 (103). С. 54–65.
9. Марич Б. Состояние и перспективы изучения русского языка в инославянской среде // ЭТНОДИАЛОГИ. 2015. № 1 (48). С. 26–34.
10. Маслова А. Ю. Семантико-прагматические особенности извинения в русском и сербском языках // Русский язык в современном мире : материалы II Международной науч. конференции. М.: Изд-во Высшей школы перевода МГУ, 2011. С. 454–459.
11. Митрофанова О. Д., Костомаров В. Г. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Рус. язык, 1990. 268 с.
12. Палаверста Н. Балканская русистика. Необходимы новые методы в пропаганде русского языка в Республике Сербской // Литературная газета. 2015. № 51-52 (6537). Электрон. версия. URL: https://pub.wikireading.ru/hfKBGdEVSW (дата обращения: 11.11.2023).
13. Плотникова А. А. Этнолингвистическая география южной Славии. М.: Индрик, 2004. 768 с.
14. Янченко В. Д., Божович Д. Использование юмористической миниатюры на уроках по русскому языку как иностранному в сербской и черногорской школе // Наука и школа. 2016. № 3. С. 45–50.
15. Якушкина Е. И. Диалектные материалы из западной Боснии // Stephanos. 2019. № 6 (38). С. 44–54.
16. Якушкина Е. И. Лексика восточногерцеговинского и шумадийско-воеводинского диалектов сербского языка в сопоставительном аспекте // Славянский альманах. 2020. Вып. 3-4. С. 194–210. URL: https://doi.org/10.31168/2073-5731.2020.3-4.2.03 (дата обращения: 13.11.2023).