Праско Максим Викторович
аспирант кафедры современного русского языка и методики его преподавания
Новосибирский государственный педагогический университет
(г. Новосибирск, Россия)
DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-1-195-203
Аннотация. В статье рассматривается специфика проявления семантической категории
оценочности в аннотациях к научным статьям. Материалом для анализа послужили 105 русскоязычных аннотаций к лингвистическим статьям, опубликованным в 2020 – 2023 гг. в журнале «Жанры речи». В исследовании использовались методы дискурсивного и лингвопрагматического анализа, компонентного анализа лексемы и высказывания, а также элементы
статистического метода. Выявлено, что субъектом оценки в аннотациях к научным статьям
выступает автор научной статьи, а объектом оценки – пропозитивное содержание компонентов эпистемической ситуации, представленных в первоисточнике. Главным образом оценке в
аннотациях подвергается новое знание, поскольку компонент старого знания в жанре практически не представлен в силу своего предметного содержания. Анализ демонстрирует, что для
аннотаций характерно проявление только рациональной оценки, которая выражается преимущественно с помощью различных слов, содержащих оценочные семы в структуре значения
(качественных прилагательных, наречий, существительных). Примеров с выражением иррациональной оценки не обнаружено, так как в аннотациях актуализируется объективированная
позиция исследователя и в текст не включается эмоционально-оценочный компонент. В аннотациях доминирует позитивная рациональная оценка, поскольку в них представлено объективно-предметное формулирование научных результатов, полученных исследователем самостоятельно и к которым он не может выражать негативное отношение. Немногочисленные
примеры негативной рациональной оценки были выявлены только относительно оценки старого знания. В конечном итоге специфика проявления оценки в аннотациях позволяет авторам-исследователям наиболее успешно достигать своей коммуникативной цели: репрезентовать проблему, объективно представить новые научные результаты и наметить перспективу
развертывания текста научной статьи.
Ключевые слова: аннотация, научный текст, научный дискурс, рациональная оценка, позитивная оценка, негативная оценка, новое знание, старое знание, интенсификатор, вариативность оценки.
Полный текст статьи (PDF)
Для цитирования: Праско М. В. Особенности проявления категории оценочности в научном
дискурсе (на материале аннотаций к научным статьям) // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2024. Вып. 1 (17). С. 195–203. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-1-195-203
Список источников и литературы
1. Баженова Е. А. Антиномия нового и старого знания в научном тексте // Актуальные проблемы стилистики. 2018. № 4. С. 41–46.
2. Бакланова И. И. Личность автора научного текста с позиций отправителя и получателя текста // Вестник РГГУ. Сер.: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2022. № 8, ч. 2. С. 253–265.
3. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М.: Едиториал УРСС, 2002. 280 с.
4. Гричин С. В. Авторизационная модель научного текста: монография. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. техн. ун-та, 2020. 292 с.
5. Данилевская Н. В. Интеллектуальная экспрессия научного изложения: психолингвистический аспект // Социо- и психолингвистические исследования. 2018. № 6. С. 83–89.
6. Данилевская Н. В. Об особом статусе оценки в научном тексте // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2013. № 2 (22). С. 37–43.
7. Котюрова М. П. О некоторых особенностях смысловой структуры теоретического текста // Очерки истории научного стиля русского литературного языка XVIII – XX вв.: в 3 т. / под ред. М. Н. Кожиной. Т. 2. Ч. 1. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1996. С. 235–262.
8. Котюрова М. П., Баженова Е. А. Культура научной речи. Текст и его редактирование : учеб. пособие. М.: Флинта : Наука, 2018. 280 с.
9. Нефёдов С. Т. Варьирование оценки в коммуникативных практиках научного дискурса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2021. Т. 18, № 4. С. 760–778.
10. Нефёдов С. Т. Лингвокультурная специфика оценки в немецко- и русскоязычных аннотациях к лингвистическим статьям // Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете : сб. науч. ст. Т. 11. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 184–207.
11. Нефёдов С. Т. Язык оценок: что говорят оценки об оценивающем субъекте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2022. Т. 19, № 4. С. 821–838.
12. Стексова Т. И. Объекты комментариев в интерактивной газетной статье // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2013. Т. 12, вып. 10. С. 91–95.
13. Стексова Т. И., Ковригина М. А. Критические замечания в научном дискурсе Л. С. Выготского // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2009. № 2 (6). С. 5–10.
14. Хутыз И. П., Петренко Ю. А. Дискурсивные категории оценки и диалогичности в академическом дискурсе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2021. № 3 (112). С. 120–129.
15. Черкунова М. В. Аннотация как вид малоформатного текста // Малоформатные тексты в различных типах англоязычного дискурса : сб. науч. ст. Самара: САМАРАМА, 2019. С. 149–159.