ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

АРХЕТИПИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ КОНЦЕПТА «РЕБЕНОК» (НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ И АВТОРСКИХ ДЕТСКИХ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН)


Саенко Марина Ивановна

соискатель кафедры русского языка и русской литературы

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

(г. Белгород, Россия)


DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-1-204-212


Аннотация. Антропологический вектор современного развития гуманитарных наук актуализирует исследования в сфере лингвокультурологии и когнитивной лингвистики. Изучение колыбельных песен как текстов особой дискурсивной формации позволяет посредством описания когнитивных структур рассматривать процесс развития концептуальных смыслов в рамках национального и индивидуального лингвосознания. Данное исследование посвящено проблеме репрезентации архетипа «Ребенок» в текстах традиционных и авторских колыбельных. Анализ фольклорного и литературного материала позволил выявить наличие в смысловом пространстве текста колыбельной таких архетипических характеристик, как заброшенность, гермафродитизм и непреодолимость. Исследование показало, что смысловая наполненность описываемых архетипических компонентов модифицируется вместе с изменением коммуникативных задач создающегося текста. Так, смысловой компонент архетипа заброшенность в народных колыбельных сингармонирует с мотивом беззащитности ребенка, подверженности опасности со стороны внешнего мира. Однако в литературной колыбельной происходит деактуализация архетипического смысла, что связано с отсутствием в прагматике художественного текста апотропеической семантики. Онтологической «бесполостью» (гермафродитизм, по К. Г. Юнгу) концепта «Ребенок» обусловлено появление в фольклорной колыбельной ярко выраженных гендерно ориентированных установок, которые определяют будущую трудовую деятельность адресата. Авторская колыбельная не транслирует стереотипы гендерного поведения, в чем сохраняет единство с архетипической моделью. Результатом исследования становится утверждение о том, что национальное лингвосознание, как и индивидуально-авторское, способно трансформировать архетипическую модель концепта «Ребенок» согласно педагогическому, ценностно-ориентированному и апотропеическому потенциалу текста. Инвариантность смысловых компонентов архетипа транслируется в таких особенностях восприятия роли ребенка в славянском мировидении, как беззащитность и подверженность опасности, несформированность личности, надежда окружающих на счастливое будущее младенца.
Ключевые слова: архетип, архетипический компонент, концепт «Ребенок», фольклорная колыбельная песня, авторская колыбельная песня.

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Саенко М. И. Архетипический компонент концепта «Ребенок» (на материале фольклорных и авторских детских колыбельных песен) // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2024. Вып. 1 (17). С. 204–212. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-1-204-212

Список источников и литературы

1. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста : антология. М.: Academia, 1997. С. 267–279.
2. Большакова А. Ю. Литературный архетип // Литературная учеба. 2001. № 6. С. 169–173.
3. Большакова А. Ю. Теория архетипа и концептология // Культурологический журнал. 2012. № 1. С. 1–10.
4. Иванова Е. В. Архетипический концепт в языке и тексте // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 6. С. 181–190.
5. Колыбельные для всей семьи от 0 до 100 / сост. Н. Фаустова. М.: Махаон, 2022. 32 с.
6. Колыбельные для всей семьи : сборник колыбельных песен Губкинского района / гл. ред. А. Н. Горбатовский. Старый Оскол: Ассистент плюс, 2016. 48 с.
7. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Основные архетипы в классических юнгианских и современных представлениях // Медицинская психология в России. 2018. Т. 10, № 1(48). С. 1–21.
8. Макешина Ю. В. Материнские архетипы К.-Г. Юнга в дискурсах психоанализа // Личность. Культура. Общество. 2015. Т. 17, № 3-4 (87-88). С. 169–174.
9. Маслова В. А. Основные тенденции и принципы современной лингвистики // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Русский и иностранный языки и методика их исследования. 2018. Т. 16, № 2. С. 172–190.
10. Народная песня Белгородского края : хрестоматия / ред. И. Н. Карачаров. Белгород: Шаповалов, 1996. 192 с.
11. Народные песни Белгородской области / сост. Н. М. Элиаш. Воронеж: Центр.- Черноземн. кн. изд.-во, 1970. 88 с.
12. Нефедова Л. К. Архетип ребенка как онтологический прототип и энергийно-смысловая форма конструирования понимания детства в искусстве слова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. № 2(11). С. 36–40.
13. Пименова М. В. Этногерменевтический аспект концептуальных исследований // Социокультурная герменевтика: проблемы и перспективы. Кемерово: Графика, 2002. С. 116–119.
14. Родники под Ивами : этнограф. сб. / сост. Н. Ф. Зеленская. Белгород: Ивнянский центр народного творчества, 1998. 50 с.
15. Саенко М. И. Концепт «Материнство» в фольклорном дискурсе (на материале словаря В. И. Даля) // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2023.Т. 42, № 4. С. 761–770.
16. Саенко М. И. Лингвокультурологический анализ колыбельной песни как производного жанра заговорной поэзии // Студент XXI века: ценности, мировоззрение, идеалы : материалы Всерос. науч. студ. чтений. Старый Оскол: РОСА, 2019. С. 123–125.
17. Саенко М. И. Междискурсивное взаимодействие в текстовом пространстве колыбельной (на материале фольклорных и авторских колыбельных песен) // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2023. № 4 (51). С. 7–14.
18. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академ. проект, 2001. 990 с.
19. Фисенко О. С., Лазарев С. В. Архетип в структуре метаконцепта // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 6-2. С. 46–49.
20. Чернышов А. В. Архетипы древности в русской культурной традиции // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 1. С. 349-356.
21. Чумак-Жунь И. И. Поэтический концепт как когнитивно-дискурсивный феномен // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2008. № 7 (63). С. 66–73.
22. Чумак-Жунь И. И., Саенко М. И. Прагматико-педагогический потенциал коммуникативного пространства народной колыбельной песни // Ученые записки Казанского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2021. Т. 163, № 1. С. 109–118.
23. Швец В. А. Культурные архетипы и способы их актуализации в литературе // Формирование профессиональной компетентности филолога в поликультурной образовательной среде : материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Евпатория, 26–27 нояб. 2020 г. Симферополь: ИП Корниенко Андрей Анатольевич, 2020. С. 306–314.
24. Эмер Ю. А. Фольклорный концепт: жанрово-дискурсивный аспект // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2010. № 1 (9). С. 91–100.
25. Науменко Г. М. Этнография детства : сборник фольклорных и этнографических материалов. М.: Беловодье, 1998. 390 с.
26. Юнг К. Г. Божественный ребенок. М.: Олимп ; Назрань: АСТ, 1997. 400 с.
27. Юнг К. Г. Психологические типы. СПб.: Азбука, 2001. 736 c.