ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

ФРАТРИИ У ОБСКИХ УГРОВ: ПОЛЕМИКА В УГРОВЕДЕНИИ КАК НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ ЮГРЫ


Мартынова Елена Петровна

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории и археологии

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

(г. Тула, Россия)


DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-4-100-113


Аннотация. В угроведении накоплен не только большой массив данных, но и представлены разные, порой взаимоисключающие, гипотезы о сущности разделения хантов и манси на группы Мось и Пор. Эти сведения и исследовательские подходы стали предметом изучения автора в данной статье. Ее цель – дать общий обзор подходов к трактовкам разделения на Пор / Мось среди обско-угорских народов и показать разные ракурсы освещения этой запутанной проблемы. Автор ни в коем случае не ставит задачу опровержения прежних взглядов и подтверждения своих. В работе анализируются концепции ученых-этнографов, начиная с конца XIX в. и заканчивая современными наблюдениями. В фокусе внимания автора, прежде всего, советские североведы (В. Н. Чернецов, А. М. Золотарев, З. П. Соколова), выдвинувшие и обосновавшие в эволюционно-марксистском русле идею формирования и длительного сохранения дуальнофратриальной организации у хантов и манси. В 1990-е гг. спектр интерпретаций деления на группы Мось и Пор у сибирских угров расширился. На первую позицию вышла этногенетическая гипотеза, трактующая эти социальные группировки как разные этнические общности, участвующие в этногенезе хантов и манси. Наиболее полно она представлена в работах Е. П. Мартыновой и Е. В. Переваловой. Нужно отметить заслуги известного венгерского исследователя П. Вереша, связавшего противопоставляемые группы Пор и Мось с древними мировоззренческими установками угров, которые до сих пор сохраняют дуализм и бинарность в духовной культуре. Важно подчеркнуть, что концепции, объясняющие разделение на Пор и Мось, базируются на множестве этнографических, фольклорных, лингвистических, археологических данных, которые по-разному интерпретируются. На этих основаниях они могут (и должны) считаться научным наследием Югры.
Ключевые слова: угроведение, обские угры (ханты и манси), социальная организация, фратрия, дуальная экзогамия, мировоззрение.

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Мартынова Е. П. Фратрии у обских угров: полемика в угроведении как научное наследие Югры // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2024. Вып. 4 (20). С. 100–113. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-4-100-113

Список источников и литературы

1. Авдеев И. И. Песни народа манси / под общ. ред. И. Н. Попова. Омск: Омгиз, 1936. 125 с.
2. Бабаков В. Г. Территориально-племенные общности обских угров и нарымских селькупов (XVII – XIX вв.) : дис. … канд. ист. наук : 07.00.07. М., 1973. 178 с.
3. Бабаков В. Г. Историческое место фратрии в структуре социальных связей западносибирских угров // Советская этнография. 1988. № 3. С. 36–47.
4. Васильев В. И. Проблемы формирования фратриально-родовой организации у народов севера Западной и Средней Сибири в свете их этногенеза // Традиционные верования и быт народов Сибири: XIX – начало ХХ в. / отв. ред. И. Н. Гемуев, А. М. Сагалаев. Новосибирск: Наука, 1987. С. 133–143.
5. Вереш П. Этнокультурное развитие угорских народов // Этнокультурная история населения Западной Сибири. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1978. С. 102–113.
6. Вереш П. Этиологический миф обских угров о происхождении фратриальной организации и их модель мира // Мировоззрение финно-угорских народов. Новосибирск: Наука, 1990. С. 72–78.
7. Вереш П. Этиологический миф обских угров: происхождение фратриальной организации и модель мира // Труды Карельского научного центра РАН. 2014. № 3. С. 43–52.
8. Волдина Т. В. Культ родовых духов-покровителей как основа организации жизненного пространства в традиционной культуре северных групп обских угров // Финно-угорский мир в полиэтничном пространстве России: культурное наследие и новые вызовы : сб. ст. по материалам VI Всерос. науч. конф. финно-угроведов (Ижевск, 4-7 июня 2019 г.). Ижевск: Изд-во Анны Зелениной, 2019. С. 493–496.
9. Головнёв А. В. Теории этногенеза как научное наследие: опыт академической истории Югры // Уральский исторический вестник. 2024. № 3 (84). С. 80−89.
10. Гондатти Н. Л. Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири. М.: Тип. Е. Г. Потапова, 1888. 91 с.
11. Долгих Б. О. Род, фратрия, племя у народов Северной Сибири // Доклады VII Международного конгресса этнографических и антропологических наук. М., 1964. 9 с.
12. Золотарев А. М. Родовой строй и первобытная мифология. М.: Наука, 1964. 328 с.
13. Зыков А. П., Федорова Н. В. Обь-Иртышская культурно-историческая общность эпохи железа // Археологические культуры и культурно-исторические общности Большого Урала : 2 Уральское археологическое совещание, 19-22 апреля 1993 г. : тезисы. Екатеринбург: Изд-во Ин-та истории и археологии УрО РАН, 1993. С. 65–66.
14. Ивановская Н. И., Мишуринская О. В. Иван Николаевич Смирнов // Российский этнографический музей : офиц. сайт. СПб., 1999–2024. URL: https://ethnomuseum.ru/collections/collectors/smirnov-ivan-nikolaevich/ (дата обращения: 11.10.2024).
15. Кориков Л. Сосьвинские и ляпинские вогулы Березовского округа : (очерк). Тюмень: Тип. «Сибирской торговой газеты» (А. А. Крылова), 1898. 24 с.
16. Мартынова Е. П. Ханты: этническая и социальная структура в XVII – начале XX вв.: дис. … д-ра ист. наук : 07.00.07 / Мартынова Елена Петровна. М., 2000. 461 с.
17. Мартынова Е. П. Этногонические предания хантов о людях «Пор» и «Мось» // Сибирские угры в ожерелье субарктических культур: общее и неповторимое. Вып. 2. Ханты-Мансийск; Томск: Изд-во ТГУ, 2018. С. 7–24. Библиогр.: с. 21–24.
18. Мифы, предания, сказки хантов и манси : пер. с хантыйского, мансийского, немецкого яз. / сост., предисл. и примеч. Н. В. Лукиной. М.: Наука, 1990. 568 с.
19. Павловский В. Г. Вогулы : [этнограф. очерк]. Казань: Типолит. Имп. Ун-та, 1907. 229 с.
20. Перевалова Е. В. Северные ханты: этническая история. Екатеринбург: УрО РАН, 2004. 414 с.
21. Пивнева Е. А. Исследования В. Н. Чернецова и проблема происхождения дуальнофратриального деления у обских угров // Проблемы историко-культурного развития древних и традиционных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий : материалы XIII Западно-Сибирской археолого-этнограф. конф. : к 100-летию со дня рождения В. Н. Чернецова. Томск: Изд-во ТГУ, 2005. С. 32–33.
22. Прокофьев Г. Н. Этногония народов Обь-Енисейского Севера // Советская этнография. 1940. Т. 3. С. 67–76.
23. Ромбандеева Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). Сургут: Сев. дом : Северо-Сибирское регион. кн. изд-во, 1993. 206 с.
24. Смирнов И. Н. Остяки и вогулы (югра) : историко-этнографический очерк : (окончание) // Вестник и библиотека самообразования. СПб., 1904. № 4. С. 136–149.
25. Соколова З. П. Проблема рода, фратрии и племени у обских угров // Советская этнография. 1976. № 6. С. 13–38.
26. Соколова З. П. Социальная организация хантов и манси в XVIII – XIX вв.: Проблемы фратрии и рода. М.: Наука, 1983. 319 с.
27. Соколова З. П. Ханты и манси: взгляд из XXI в. М.: Наука, 2009. 756 с.
28. Тепляшина Т. И. К вопросу об этнониме Пор // Происхождение марийского народа : материалы Научной сессии, проведенной Марийск. науч.-исслед. ин-том яз., лит. и ист., (23-25 дек. 1965 г.). Йошкар-Ола: Маркнигоиздат, 1967. С. 262–264.
29. Тишков В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. 544 с.
30. Федорова Е. Г. Люди Пор и Мось в представлениях современных манси и хантов (по полевым материалам последней четверти ХХ в.) // Материалы полевых этнографических исследований. СПб.: МАЭ РАН, 1998. Вып. 4. С. 124–134.
31. Федорова Н. В. О культурной принадлежности Обь-Иртышских памятников 1 тыс. н. э. // Ранний железный век Западной Сибири. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1978. С. 78–83.
32. Хомич Л. В. Ненцы. Очерки традиционной культуры. СПб.: Рус. двор, 1995. 334 с.
33. Хэкель Й. Почитание духов и дуальная система у угров (к проблеме евразийского тотемизма) / пер. с нем. Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. 108 с.
34. Чернецов В. Н. Фратриальное устройство обско-югорского общества // Советская этнография. 1939. Т. 2. С. 20–42.
35. Чернецов В. Н. К истории родового строя у обских угров // Советская этнография. 1947. Т. 6-7. С. 158–185.
36. Lehtisalo T. Entwurf einer Mythologie der Juraksamojeden. Helsinki: Societe finno-ougrienne, 1924. 171 p.
37. Steinitz W. Totemismus bei den Ostjake in Sibirien // Ethnos. 1938. Vol. 3, Issue 4-5. P. 125–140.