Карпова Анастасия Михайловна
аспирант кафедры русского языка и методики его преподавания
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
(г. Волгоград, Россия)
DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2025-1-111-121
Аннотация. Стремительное развитие технологий делает электронную коммуникацию одной из важных в жизни современного человека. Основной единицей данной коммуникации является электронный текст, лингвистические исследования которого начались с конца ХХ в.
Важное место в ряду электронных текстов занимает электронный художественный текст. Несмотря на разносторонний анализ структурно-семантических и функциональных особенностей электронного художественного текста в современной отечественной лингвистике, проблема определения основных признаков данного типа текстов не является решенной в полной
мере. В статье описываются сущностные признаки существующего в электронной форме художественного текста, разграничиваются понятия «электронный художественный текст», «цифровой / диджитал текст», «компьютерный текст» и «электронный текст». Особое внимание в
статье уделяется текстам, сгенерированным с помощью нейросети, рассматривается своеобразие художественных текстов, созданных искусственным интеллектом по заданию пользователя. Материалами исследования послужили электронные художественные тексты, опубликованные на различных русскоязычных ресурсах, а также тексты, созданные с помощью
виртуального голосового ассистента Алиса от компании «Яндекс». В результате разностороннего анализа электронных художественных текстов была создана их авторская типология,
критериями которой стали функциональные особенности, структура и наличие автора. По
функциональным особенностям электронные художественные тексты были разделены на
уникальные и неуникальные, которые являются копией печатного текста или источником для
печатного текста. По структурной специфике анализируемые тексты подразделяются на линейные и нелинейные. К последним относятся как монокодовые, так и поликодовые тексты. По
наличию автора различаются тексты авторские и неавторские, или написанные нейросетью.
Ключевые слова: электронный текст, электронный художественный текст (ЭХТ), нейротекст, нейросеть, авторский текст, уникальный текст, неуникальный текст.
Полный текст статьи (PDF)
Для цитирования: Карпова А. М. Электронный художественный текст как объект лингвистического исследования: проблема определения и типологии // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2025. Вып. 1 (21). С. 111–121. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2025-1-111-121
Список источников и литературы
1. Балакина Ю. В. Электронный текст: принципиально новый тип текста? // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2: Языкознание. 2016. Т. 15, № 3. С. 17–27.
2. Белобеев К. В., Зарницкий С. С., Штефан В. М. Разработка комплексного проекта вебпортала “Нейротекст” для изучения когнитивного воздействия контента // Молодой учёный. 2016. № 11 (115). С. 138–143.
3. Большакова Л. С. О содержании понятия «поликодовый текст» // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 4 (63). С. 19–24.
4. Виноградов В. В. История русских лингвистических учений : учеб. пособие для филол. спец. ун-тов / сост. Ю. А. Бельчиков; предисл. Ю. В. Рождественского. М.: Высшая школа, 1978. 367 с.
5. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2007. 144 с.
6. Карпова А. М. Копипаста как новое языковое явление // Грани познания. 2023. № 3 (86). С. 75–79.
7. Кобзева Е. В. Поликодовый текст как объект филологического анализа // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 10 (123). С. 58–62.
8. Кучина С. А. Лингвосемиотический анализ электронного художественного текста : дис. ... д-ра филол. наук : 5.9.8. / Кучина Светлана Анатольевна. М., 2022. 464 с.
9. Кучина С. А. Электронный художественный текст: понятие, категории, лингвосемиотическая специфика : монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2019. 164 с.
10. Матвеева Т. В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 562 с.
11. Механическое вмешательство : 15 рассказов, написанных вместе с Алисой на YandexGPT. М.: Альпина.Проза, 2024. 276 с. Электрон. версия печ. изд. // Яндекс Книги : электрон. б-ка. URL: https://books.yandex.ru/books/Q5PKSuzL (дата обращения: 14.10.2024).
12. Микин К. Н. Проблема идентификации нейротекстов // Яковлевские чтения : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Лениногорск, 29 марта 2024 г. СПб.: Сциентиа, 2024. С. 130–134.
13. Onarh (Виктор Фомин). Можно ли использовать текст и код, созданные нейросетью, в коммерческих целях – например, в рекламе или на сайте? // Хабр: сообщество ITспециалистов : сайт. URL: https://habr.com/ru/companies/ratingruneta/articles/738480/. Дата публикации: 30.05.2023.
14. Москвин В. П. Художественный стиль // Стилистика славянских стран на рубеже XX–XXI веков : кол. монография / под ред. Ст. Гайды, Б. Тошовича, Н. И. Клушиной, Т. В. Ицкович. М.: ФЛИНТА, 2023. С. 66–79.
15. Мыслицкая Е. В., Середа О. В. Поликодовые тексты: понятие и виды // Тактика и методика расследования преступлений: теория, практика, инновации : материалы круглого стола с международным участием, 15 ноября 2018 г., Минск, Беларусь. Минск: БГУ, 2018. С. 87–90.
16. Нейролирика. Стихотворения и тексты / сост. В. Коркунов. Харьков: KNTXT, 2018. 68 с.
17. Ракитина Е. Б. «Поэтический народ» в контексте русскоязычной интернет-поэзии : дис. … канд. филол. наук : 10.01.01 / Ракитина Екатерина Борисовна. Саратов, 2008. 197 с.
18. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов : пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. 357 с.
19. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. М.: Большая рос. энцикл. : Дрофа, 1997. 721 с.
20. Смольская В. В., Шарапатов Н. С. Приемы и способы воздействия современной печатной рекламы // СНК-2022 : материалы LXXII открытой междунар. студ. науч. конф. Московского Политеха, Москва, 04–22 апреля 2022 г. М.: ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет», 2022. С. 185–188.
21. Funkouser C. T. New Directions in Digital Poetry. London: A&C Black, 2012. 328 p.
22. Funkouser C. T. Prehistoric Digital Poetry: An Archaeology of Forms, 1959–1995. Alabama: University of Alabama Press, 2007. 408 p.
23. Glazier L. P. Digital Poetics: The Making of E-Poetries. Alabama: University of Alabama Press, 2001. 213 p.
24. Heaven W. D. ChatGPT is everywhere. Here’s where it came from // MIT Technology Review. Electronic edition. URL: https://www.technologyreview.com/2023/02/08/1068068/chatgpt-is-everywhere-heres-where-it-came-from/. Date of publication: 08.02.2023.