Коренева Анастасия Вячеславовна
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры филологии, межкультурной коммуникации и журналистики
Мурманский арктический университет
(г. Мурманск, Россия)
Рыжкова Инна Витальевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры образовательных технологий в филологии
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
(г. Санкт-Петербург, Россия)
DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2025-1-89-100
Аннотация. Статья посвящена изучению языковой репрезентации концепта «Север». Обосновывается его значимость в языковой картине мира носителей русского языка, обусловленная тем, что Север
России представляет собой уникальное культурное пространство, хранилище живых народных традиций, памятников народного творчества. Дается краткая характеристика лингвистических исследований
концепта «Север», который наряду с другими концептами и микроконцептами входит в концептосферу
арктического дискурса. В статье подробно описываются результаты свободного ассоциативного эксперимента, проведенного авторами среди обучающихся Мурманского арктического университета и Российского государственного университета им. Герцена. Характеризуется образ Севера в языковом сознании современных российских студентов, полученный путем обобщения словесных реакций на стимулы
«Север», «Арктика», «северянин». Результаты эксперимента показали, что в восприятии концептов
«Арктика» и «Север» у студентов обоих вузов доминируют ассоциации, связанные с природноклиматическими условиями. Однако позиция студентов Санкт-Петербурга по отношению к Северу сродни позиции «внешнего наблюдателя», тогда как мурманские студенты ощущают себя частью Севера,
отсюда богатство и разнообразие ассоциаций, передающих отдельные реалии северной природы, животного и растительного мира. Отношение к Северу мурманских студентов более эмоционально: возникают оценочные прилагательные, отражающие антонимические ряды («холодный» – «теплый», «родной» – «далекий», «опасный» – «добрый» и др.); появляются и ассоциации, которые можно отнести к
слоту «Связь с родиной, размышления о судьбе Севера». Весьма значительна разница в восприятии студентами двух вузов микроконцепта «северянин». При характеристике северянина как жителя определенной местности у студентов Санкт-Петербурга первичны ассоциации, связанные с национальностью,
профессией, внешностью. Для большинства мурманских студентов северянин – это, прежде всего, человек, обладающий прекрасными чертами характера и высокими моральными качествами. В ассоциативном поле отражена связь с малой Родиной, проявление этнической идентичности – идентичности северянина: «родной», «близкий человек», «один из нас», «я».
Ключевые слова: Север, Арктика, концепт, концептосфера арктического дискурса, ассоциативный эксперимент.
Полный текст статьи (PDF)
Для цитирования: Коренева А. В., Рыжкова И. В. Концепт «Север» и его восприятие российскими студентами (на примере обучающихся Мурманска и Санкт-Петербурга) // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2025. Вып. 1 (21). С. 89–100. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2025-1-89-100
Список источников и литературы
1. Акимов Ю. Г. "Истинный север, сильный и свободный": фактор северности в формировании канадской национальной идентичности // Общество. Среда. Развитие. 2012. № 1 (22). С. 197–201.
2. Амелина М. Н. Концепт "Северность" и его компоненты (на франко-канадском материале) // Вестник Московского университета. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003. № 2. С. 144.
3. Волошина С. В., Толстова М. А. Языковая репрезентация концепта "Зима" (на материале устной речи жителей сибирских сёл) // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 484. С. 13–26.
4. Данилова Н. К. "Воображаемое пространство": геопоэтика северных территорий // Общество: философия, история, культура. 2019. № 1 (57). С. 145–149.
5. Данилова Н. К. Концепт "север/хоту" в представлениях народа саха и долган // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2015. № 2 (5). С. 121–126.
6. Доржиева Т. С. Концепт "Северность" в региональной топонимии Квебека // Вестник Московского университета. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 1. С. 145–156.
7. Закирова Д. Ф. Концепт "СЕВЕР" в русской женской концептосфере // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 17 (232). С. 50–54.
8. Иванова М. Н., Поскачина Е. Н. "Семантический гештальт" концепта "Арктика" в языковом сознании носителей русского языка // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2022. № 4 (30). С. 99–107.
9. Крылова М. Н. Понятие «север» в образной системе современного русского сравнения // Сибирский филологический журнал. 2013. № 4. С. 215-220.
10. Кузьмина Р. П. Концепт "Зима" в языковой картине мира эвенов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 10-2(88). С. 305–308.
11. Мельничук О. А., Павлов С. С. "Северность", "воображаемое Севера" или "концептосфера арктического дискурса"? // Научный диалог. 2022. Т. 11, № 4. С. 106–130.
12. Павлов С. С. Концепт СЕВЕР в художественной картине мира чукотского поэта В. Г. Кеулькута // Научный диалог. 2023. Т. 12, № 5. С. 93–113.
13. Рахимова Д. Ф. Языковая репрезентация концепта NORTH/СЕВЕР в оригиналах и переводах романов Фарли Моуэта : дис. … канд. филол. наук : 10.02.20 / Рахимова Диана Фердинандовна. Казань, 2012. 150 с.
14. Романова Е. Н., Добжанская О. Э. Антропология холода: методология, концепты, образы (на примере культурных традиций коренных народов Севера и Арктики) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 35. С. 255–263.
15. Cоколова Ф. Х. Духовно-интеллектуальное пространство Арктики: концепт, структура, факторы формирования // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 1. С. 67–79.