ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: ИНФОРМАЦИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В ПРОСТРАНСТВЕ TELEGRAM-КАНАЛОВ


Носова Марина Сергеевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и социальных коммуникаций

Омский государственный технический университет

(г. Омск, Россия)


DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2025-2-36-49


Аннотация. Виртуальная среда стала основным источником информации для современного обывателя, студента и исследователя. Для получения данных о Великой Отечественной войне значительно чаще обращаются в юбилейный год Победы. В сети Интернет информация о событиях войны распространяется не только через официальные сайты научных институтов, музеев и исторических центров, но и через страницы и каналы в социальных сетях. Созданные для бытового общения они предоставляют возможность любителям транслировать собственное мнение на неограниченную аудиторию. Целью публикации является показать, как информация о событиях Великой Отечественной войны «живет» в пространстве мессенджеров. Основываясь на статистических данных об использовании площадок, автор статьи рассматривает попытки репрезентации темы на второй по популярности у российской аудитории платформе – Telegram. Анализ публикаций проводился как в официальных каналах, так и в любительских. Выявлены определенные отличия в представлении данных и в формах публикаций, и в качестве информации. Отдельно анализируются специфические для данной платформы каналы – чат-боты (автоматические собеседники, с заданным алгоритмом) посвященные Великой Отечественной войне. На основе анализа массива публикаций за первый квартал 2025 г. авторы показывают, как в юбилейный год репрезентуется память о войне в виртуальном пространстве социальных сетей.
Ключевые слова: социальные сети, историческая память, популяризация, Великая Отечественная война, современные коммеморативные практики, Telegram, репрезентация.

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Носова М. С. Открытый доступ: информация о Великой Отечественной войне в пространстве Telegram-каналов // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2025. Вып. 2 (22). С. 36–49. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2025-2-36-49

Список источников и литературы

1. Байкова К. Д., Медведева Т. А. Анализ и разработка функционального Telegram-бота // Молодой исследователь Дона. 2021. № 6 (33). С. 15–20.
2. Ваганова И. В. Telegram как «новое медиа»: попытка сравнительного анализа с печатными СМИ // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2024. Т. 15, № 2 (64). С. 58–64.
3. Денисов Ю. П. Социальные сети русскоязычного интернета как источник формирования образа Великой Отечественной войны в социальной памяти россиян // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=9922. Дата публикации: 21.08.2013.
4. Каминченко Д. И., Шмелева О. Ю. Социальные медиа как инструмент формирования политической картины мира современной молодежи (на материалах Нижегородского региона) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2020. Т. 20, вып. 2. С. 212–218.
5. 80 Победа! : офиц. сайт оргкомитета по подготовке и проведению празднования 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. [М., 2025]. URL: https://may9.ru/ (дата обращения: 02.05.2025).
6. Коробицына Л. В. Память о Великой Отечественной войне в интернет-пространстве российских социальных сетей // История: факты и символы. 2022. № 2 (31). С. 108–114.
7. Лысова А. Аудитория девяти крупнейших социальных сетей в России в 2025 году: исследования и цифры // ppc.world : [медиа о продвижении бизнеса в интернете] / гл. ред. А. Сокульская. СПб., 2025. URL: https://ppc.world/articles/auditoriya-vosmi-krupneyshihsocsetey-v-rossii-issledovaniya-i-cifry/. Дата публикации: 27.01.2025.
8. Носова М. С. История Великой Отечественной войны на уровне академической науки и обыденного знания: сравнение в методологическом аспекте // Россия и мировые тенденции развития : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Омск, 13–15 мая 2019 г. / науч. ред. П. Г. Макухин. Омск: Омский гос. техн. ун-т, 2019. С. 352–361.
9. Из сводки Совинформбюро за 14 марта 1943 года Великой Отечественной войны // Победа : Telegram-канал. URL: https://t.me/pobeda75/12931. Дата публикации: 14.03.2025.
10. Каждый день мы здесь пишем о двух Великих людях … // Победа.чат : чат Telegramканала. URL: https://t.me/pobedachat75/36339. Дата публикации: 16.03.2025.
11. Символ Победы: вклад женщин в транспортную отрасль обсудили на заседании Российского общества историков транспорта // 80 лет Великой Победе : Telegram-канал. URL: https://t.me/may_9_ru/786. Дата публикации: 20.03.2025.
12. Смерть врагу – сорокопятка // 80 лет Великой Победе : Telegram-канал. URL: https://t.me/may_9_ru/863. Дата публикации: 30.03.2025.
13. Герой Советского Союза 347-го гвардейского самоходно-артиллерийского полка гвардии подполковник Вениамин Борисович Миронов на Параде Победы в Москве // Фото войны (1939-1945) : Telegram-канал. URL: https://t.me/fotowar7/2559. Дата публикации: 01.04.2025.
14. Репина Л. П. Образы прошлого в памяти и в истории // Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени. М.: Кругъ, 2003. С. 8–15.
15. Быков И. А., Градюшко А. А. Влияние мессенджера Тelegram на развитие медиапространств России и Беларуси: сравнительный анализ // Вестник Казахского национального университета. Серия журналистики. 2020. Т. 58, № 4. С. 4–12.
16. Хрупина Е. М. Платформа Telegram как коммуникативный инструмент продвижения музейных услуг // Научная палитра. 2024. № 4 (46). URL: https://culture.esrae.ru/73-1453 (дата обращения: 02.05.2025).