Пронина Елена Викторовна
кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и литературы
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
(г. Тула, Россия)
DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2021-3-65
Аннотация. В статье рассматриваются особенности публицистики М. Е. Салтыкова-Щедрина
в аспекте формирования читательских компетенций у учащихся старших классов. Приводится
определение понятия читательские компетенции, взятое за основу исследования. Обосновывается выбор публицистики М. Е. Салтыкова-Щедрина, являющей собой образец русской классической публицистики XIX века. Предлагаются исторический, литературоведческий и языковой
комментарии к фрагменту статьи, благодаря которым порог вхождения в текст становится преодолимым для неподготовленного читателя.
Исторический комментарий представлен информацией о времени написания произведения,
биографическими справками об упомянутых в тексте личностях, причем сведения представлены лишь в том объеме, который необходим для корректного понимания и интерпретации.
Суть литературоведческого комментария заключается в представлении информации по понятиям, имеющим отношение к литературному процессу, жанровой специфике произведения, а
также терминам, характеризующим уникальный вклад писателя в отечественную словесность.
Языковой комментарий заключается в анализе лингвостилистических особенностей произведения и представляет собой самый глубокий уровень проникновения в текст литературного
произведения. Особо рассматриваются конкретные приемы эзопова языка, которые можно
усмотреть в тексте отрывка: сатирические образы, ирония и сарказм, гипербола, аллюзии, – причем многие из них сопоставляются с явлениями современной культуры. Кроме того, процесс
«вхождения» в публицистический текст происходит в ракурсе формирования читательских компетенций: показаны необходимые способы и приемы работы с первичным текстом, которые
возможно перенести на другие публицистические произведения. Предложенное рассмотрение
доказывает наличие у публицистических текстов большого потенциала для формирования читательских компетенций.
Ключевые слова: публицистика, Салтыков-Щедрин, эзопов язык, сатира, сарказм, аллюзия, читательские компетенции.
*Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме: «Формирование читательских компетенций в условиях цифровой информационной избыточности и дефицита эмоционального репертуара обучающихся».
Полный текст статьи (PDF)
Для цитирования: Пронина Е. В. Художественное своеобразие публицистики М. Е. Салтыкова-Щедрина в аспекте формирования читательских компетенций
// Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2021. Вып. 3 (7). С. 65–74. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2021-3-65.
Список источников и литературы
1. Андреева О. И. Социальные эвфемизмы как основополагающий элемент эзопова языка романов М. Е. Салтыкова-Щедрина // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2012. № 3. С. 44‒49.
2. Ауэр А. П. К вопросу об эволюции поэтики М. Е. Салтыкова-Щедрина // Культура и текст. 2015. № 4. С. 9‒13.
3. Бушмин А. С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина : избранные труды. Л.: Наука, 1987. 365 с.
4. Князев И. В. М. Е. Салтыков-Щедрин в Туле. Тула: Кн. изд-во, 1960. 60 с.
5. Николаев Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М.: Худож. лит., 1977. 358 с.
6. Романичева Е. С., Пранцова Г. В. Функциональное чтение. Теория и практика : учеб. пособие. М.: Неолит, 2020. 144 с.
7. Русова Н. Ю. Текст. Культура. Образование : науч.-метод. пособие. Нижний Новгород: Нижегород. гос. пед. ун-т, 2009. 340 с.
8. Салтыков-Щедрин М. Е. Литературная критика / сост., вступ. ст. и коммент. Ю. В. Лебедева. М.: Современник, 1982. 349 с.
9. Салтыков-Щедрин М. Е. Собрание сочинений. В 20 т. [Электронный ресурс] / гл. ред. С. А. Макашин. М.: Худож. лит., 1965‒1977 // Русская виртуальная библиотека. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г. URL: https://rvb.ru/saltykov-shchedrin/tocvol_06.htm (дата обращения: 25.07.2021).
10. Салтыков-Щедрин М. Е. Собрание сочинений. В 20 т. Т. 6: Наша общественная жизнь (1863 – 1864). Статьи (1863). Журнальная полемика (1864) / гл. ред. С. А. Макашин ; ред. кол. А. С. Бушмин, В. Я. Кирпотин, Е. И. Покусаев, К. И. Тюнькин. М.: Худож. лит., 1968. 740 с.
11. Словарь литературных терминов [Электронный ресурс]. 2009–2021. URL: http://litterms.ru/ (дата обращения: 23.07.2021).
12. Сосновская И. В., Ситникова Е. Р. Художественная рефлексия как условие понимания читателем-школьником литературного произведения // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 2 (39). С. 38‒47.
13. Филатова Л. О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование. 2005. № 7. С. 9‒11.
14. Фуникова С. В. Публицистическое начало в стиле повестей Салтыкова-Щедрина 1880-х годов // European Social Science Journal. 2012. № 1. С. 227‒233.
15. Ходякова Л. А., Супрунова А. В. Читательская компетенция как составляющая общекультурной компетенции (диагностика метапредметных умений) // Наука и школа. 2015. № 6. С. 87‒94.