ISSN (Online) 2712-8407
DOI: 10.22405/2712-8407

ГЕНДЕРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РИТУАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ


Никита Александрович Найдич

студент факультета русской филологии и документоведения

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

(г. Тула, Россия)


DOI: https://doi.org/10.22405/2712-8407-2022-1-90-96


Аннотация. Статья посвящена рассмотрению сакральных текстов в контексте гендерной лингвистики. Работа состоит из анализа и сравнения гендерной направленности восточнославянских обрядов и заговоров концептов «Здоровье», «Любовь», «Семья», «Промысел». Объектом исследования являются гендерные лингвокультурные особенности ритуальных текстов. Цель исследования заключалась в том, чтобы доказать, что обрядовые тексты, а также концепты сакрального дискурса, имеют разную гендерную направленность. Задачи исследования: 1) отобрать языковой материал для лингвокультурного анализа; 2) рассмотреть ритуальные тексты и их концепты на наличие гендерной ориентации; 3) проанализировать языковые особенности обрядов и сакральных концептов, а также определить их гендерную направленность; 4) сравнить представленные концепты ритуальных текстов. Для анализа гендерной ориентации заговоров и обрядом были использованы сборники ритуальных текстов выдающихся филологов и фольклористов, таких как Майков Л. Н., Виноградов Н. Н., Аникин В. Н. В процессе отбора языкового материала автор ориентировался на следующие показатели: намеренность и гендерная направленность ритуала, ярко выраженные языковые особенности, которые определяют ориентацию текста, а также действия, сопровождающие ритуал. Первоначально были проанализированы заговоры концепта «Здоровья», т.к. бо́льшая часть из них гендерно нейтральна. Ритуальные тексты концептов «Любовь» и «Семья» рассмотрены в работе более основательно, т.к. эти обряды ориентированы на женщин. Так, в процессе анализа любовных и семейных заговоров удалось определить средний размер подобных текстов, выявить языковую специфику, а также найти наиболее употребляемые магические слова и действия. Помимо этого, в работе рассмотрены тексты концепта «Промысел», которые направлены на мужчин. Подробный анализ и сравнение гендерной ориентации сакральных концептов и текстов изложены в таблице.
Ключевые слова: гендерная лингвистика, лингвокультурология, язык, культура, ритуальные тексты, обрядовая лексика.

Полный текст статьи (PDF)

Для цитирования: Найдич Н. А. Гендерная направленность ритуальных текстов // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2022. Вып. 1 (9). С. 90–96. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2022-1-90-96.

Список источников и литературы

1. Астафурова Т. Н., Олянич А. В. Лингвосемиотика сакральности: знак, слово, текст // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2009. № 1. С. 80–87.
2. Токарев Г. В., Токарева И. Ю. Введение в лингвокультурологию : учебник. Тула: ТППО, 2016. 172 с.
3. Виноградов Н. Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. Вып. 1-3. СанктПетербург: тип. М. М. С. (т-ва И. Н. Кушнерев и КО), 1907–1910.
4. Войченко В. М. Отражение гендерных стереотипов в языке и культуре // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2009. № 1. С. 64–70.
5. Демешкина Т. А., Толстова М. А. Концепция диалектного словаря гендерно маркированной лексики // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2021. № 3 (215). С. 17–24.
6. Коновалова Н. И. Традиционная народная культура в зеркале языка // Филологический класс. 2012. № 3. С. 5–11.
7. Кубрякова Е. С. Концепт // Краткий словарь когнитивных терминов. Москва, 1996. С. 90–93.
8. Майков Л. Н. Великорусские заклинания. Санкт-Петербург: тип. Майкова, 1869. 164 с.
9. Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций Московского государственного университета 1953–1993 гг. / под ред. проф. В. П. Аникина. Москва: Изд-во МГУ, 480 с. URL: https://www.philol.msu.ru/~folk/old/sci%26pub/rzz.htm (дата обращения: 10.12.2021).
10. Салимова Л. М. О лингвокультурном концепте «Любовь» в русской языковой картине мира // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 2 (32). С. 173–175.
11. Тарасенко О. Н., Чеботарев Е. Г., Улитин Д. А. «Гендер» как основополагающий концепт в структуре языковой картины мира // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 2-3 (11). С. 101–102.
12. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. Москва: Школа «Языки русской культуры», 1996. 288 с.
13. Трошина Н. Н. Лингвокультурология и антропоцентрическая парадигма // Языковое бытие человека и этноса. 2011. № 18. С. 226–229.
14. Шевченко М. Н. Гендерные исследования в лингвистике // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 44. С. 131–134.